Н. Севастьянова / Графика Владимира Рузина

20 ноября в выставочном зале культурно-образовательного центра «Палаты» Владимиро-Суздальского музея-заповедника открылась персональная юбилейная выставка произведений владимирского графика, заслуженного художника России  Владимира Ивановича Рузина.

Родился художник в 1948 году в Крыму, в небольшом поселке Кенегез. Позднее  семья перебралась в Феодосию, город, где   жил и работал известнейший  русский художник-маринист И.К. Айвазовский.     На набережной Феодосии  стоит картинная галерея Айвазовского -  дом,  который  художник построил и в конце жизни передал  в дар родному городу.   На первом ее этаже размещается  детская художественная школа.  Мимо ее стен  Володя Рузин проходил всегда с  особым чувством,  её ученики  казались мальчику  почти небожителями.    Но пришло время и,   сдав вступительные экзамены, он  тоже  стал здесь учиться.  Занятия изобразительным искусством, экскурсии в  залы картинной галереи, само пребывание  в этих  священных стенах постепенно начало формировать в душе юноши желание пойти по стезе искусства.

В 1970г. Владимир Рузин поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной, на факультет промышленного дизайна.  В годы учения в институте он  познакомился с техникой эстампа,  которая стала в дальнейшем главной составляющей  его творчества.  Художник пишет об этом: «Хотя в  ленинградский период я ничего заметного в графике не сделал, но уже был заражен бациллой эстампа, она притаилась в моем сознании,  ожидая нужного момента».   Такой момент наступил, когда В.Рузин приехал  во Владимир, город, который стал ему родным на всю жизнь. Художник был покорен красотой и величием древних соборов,  обаянием тихих  улочек старого Владимира. Постепенно выросла    в сердце любовь к этому городу,  эмоции и  впечатления,  откладываясь в душе художника, накапливались,  пока однажды не начали воплощаться  в  серию пейзажной графики,  посвященной Владимиру.

Наверное, самым известным листом  этой серии является «Март», цветной офорт,  ставший настоящей визитной карточкой художника. Я очень люблю этот офорт, и так получилось, что много лет любовалась им,  не задумываясь,  какое место нашего города на нем изображено.  И помню, как  однажды,  случайно, я оказалась во дворе  старой аптеки №1, где   передо мной вдруг открылся этот вид. Для меня это было настоящим откровением,  от удивления    я остановилась, не в силах идти дальше. Потом много раз специально приходила туда и приводила своих знакомых.    Офорты  Рузина,  рассказывающие о старом  Владимире,  подкупают свежестью взгляда на известные, давно исхоженные его уголки. Эти работы имеют необычную точку зрения,  нестандартные  ракурсы, которые заставляют  нас, владимирцев,  взглянуть на наш  город новыми глазами.  Каждый из этих пейзажей несет в себе особое  состояние, настроение. Они удивительно чистосердечны  и рождает у зрителя светлые ностальгические чувства.

С 1978 года Владимир Иванович Рузин  работает  преподавателем на открывшемся  в пединституте художественно-графическом факультете.  Так начался новый период в жизни художника:  преподавание,   работа в творческой мастерской,  участие  в художественных выставках, вступление в 1985году в Союз художников.     Постоянное движение вперед,  стремление к познанию нового,  поиск, эксперимент – вот основа творчества  Рузина-художника. Темперамент и художнический азарт заставляют его погружаться  в бурное море   творчества с головой, изучая и экспериментируя с новыми графическими материалами, новой техникой, новыми форматами.    Работая с новым, интересным материалом, художник изучает его,    стараясь вытянуть  на свет все его достоинства и возможности.    Так появились графические серии,  связанные с познанием  технических возможностей графики и ее материалов: цветного офорта, классической и масляной  пастели , акрила.    В особую серию сельских пейзажей хочется объединить работы художника,  сделанные в небольшой деревушке Кадыево, Собинского района.  Лет 15 назад В.Рузин купил там полуразрушенный двухэтажный дом, начал восстанавливать  его.   И теперь сюда    приезжают работать друзья художника из России,  из-за границы.   На выставке представлена большая серия произведений воспевающих красоту этих мест. И это  не просто осенние или весенние виды. Мы видим в них   сложную жизнь природы, опосредованно раскрывающую  нам внутренний  мир художника. В каждой работе автор проявляет себя по-разному: иногда сентиментален, иногда чуть грустит, но чаще всего – полной грудью пьет ароматный воздух лугов, поет восторженный гимн природе, счастью жить в России, в бескрайних просторах ее  лесов, рек и полей.

Особым  тематическим блоком в экспозиции зала выделена серия пастелей, привезенных художником этой осенью из Францию. Пейзажи сделанные в городах Монсарак, Горновез, Сене, Бель-Иль трудно назвать графикой. Эти работы удивительно живописны, они  наполнены свежим  воздухом,  легким  дыханием  моря и передают ощущение пленительной влюбленности в жизнь. Они полны пространственной глубины, воздушной перспективы, атмосферы. Это места, где работали в XIX веке импрессионисты, где писал Клод Моне. Все бретонские пейзажи В. Рузина выполнены на натуре,  и поэтому в них так сильна правда живого впечатления.   В целом для графики Владимира Рузина характерна большая внутренняя энергия, напряжение, темперамент. Основой цветной графики  являются краски самой земли, объединенные в  цельный колорит,  исключающий  пестроту, строящийся на применении сближенных, взаимодополняемых тонов.  Одной из важнейших особенностей индивидуального почерка В.Рузина является лаконизм художественного языка, имеющий,  однако,  большое  разнообразие творческих проявлений. Нужно также отметить, что художник не стремится в своих работах    к излишней  вылизанности, «сделанности», которая  сглаживает мысль, уничтожая живой  нерв произведения.    Владимир Иванович Рузин –  заслуженный художник России, профессор Владимирского государственного гуманитарного университета,  является сегодня ведущим графиком Владимирской организации Союза художников России.

В экспозицию выставки вошло 110 работ мастера, показывающих  ретроспективу его творчества.   В каждой из них  чувствуется серьезная работа,  размышление, самоуглубленность  художника, рождающие неповторимую авторскую интонацию, которая  обогащает графическое  искусство  владимирской земли новой гранью. Этому впечатлению способствует отбор вещей, а также экспозиция выставки, сделанная со вкусом и пониманием.

Н. Севастьянова