Н. Севастьянова / Адольф Гаранин. Ностальгия по 60-м
9 июля начала свою работу выставка произведений владимирского художника-живописца Адольфа Гаранина. Первые пробы в искусстве он делал в 1950-е, активно творил и участвовал в выставках в 1970-е годы. Но персональная выставка его произведений впервые открылась в наши дни, уже после смерти художника. Есть люди, которые с самого раннего детства знают, кем они хотят быть. Таким был Адольф Гаранин. Еще толком говорить не умел, а уже постоянно где-то рисовал. Родственники вспоминали, что у мальчика были и другие таланты: он прекрасно пел, мастерски играл в футбол, но более всего в жизни его увлекало изобразительное искусство.
Служа в конце 1950-х в армии, в столице нашей родины, в Кремле, он все свободное время пропадал в мастерской кремлевского художника А.С.Савинова, учился у него, впитывая, как губка, азы изобразительного искусства. Стремление его к творчеству было очень велико, он много работал, ходил на этюды, и в конце службы, в Доме культуры части, была даже устроена выставка его работ. По возвращению во Владимир юноша продолжил занятия изобразительным искусством. В начале 1960-х Гаранин начал посещать изостудию Дома культуры ВТЗ, уроки в которой вел в те годы известнейший владимирский живописец Владимир Яковлевич Юкин. Костяком изостудии была группа молодых художников-оформителей, работающих на тракторном заводе. Студию в те годы посещали молодые ребята, ставшие в дальнейшем известными художниками: братья Телегины, Владислав Потехин, Валентин Шумов, Борис Французов, Юрий Жаров, Адольф Гаранин, Валерий Рыбаков, Сергей Усик, Юрий Лобачев. Все, кто прошел обучение в изостудии ДК ВТЗ, вспоминают, что там царила совершенно особая атмосфера: дух высокого творчества, большого эксперимента, соревновательности.
В.Я. Юкин в студии рисовал рядом с молодежью. Уже тогда он славился как художник цвета, цвет был программой всего его творчества, и он не мешал своим «питомцам» в студии производить эксперименты с краской, с поощрением относился к дерзким опытам студийцев.
Вспоминая те годы, в одном из интервью Юкин говорил: «В студии занималось несколько способных ребят. Особенно среди них выделялись Адольф Гаранин и Владислав Потехин. Они остро чувствовали и выражали в своем творчестве происходящие в искусстве перемены». Да, это было особое время. В 1960-е годы атмосфера художественной жизни в стране менялась, начали открываться молодежные художественные выставки, на которых появлялись раскрепощенные, свободные от политики работы. Художники ощущали «свежий ветер перемен» и откликались на него искусством новым, смелым, эмоциональным. Сталинский официоз в культуре неотвратимо уходил. На смену ему на выставках появились пейзажи и жанровые картины нового эмоционального содержания. Адольф Гаранин был одним из наиболее талантливых, смелых и любимых учеников Юкина. Не имея серьезного художественного образования, благодаря трудолюбию и таланту, в живописи Адольф Гаранин добился многого. Молодой, талантливый, эмоциональный он чувствовал время, в котором жил. Обладая художнической смелостью, в 1960-е годы он был в авангарде творческих исканий владимирских ху¬дожников. Стремясь к знаниям, он изучал и переосмысливал художественное наследие прошлых эпох, пропуская его через себя и через свою кисть. Его энергия и работоспособность давали результат. Импрессионизм, постимпрессионизм, русский авангард – вариации молодого художника на эти темы полны творчества, поразительно легки и свежи.
Самыми плодотворными в жизни Гаранина были 1960-1970-е годы. В это время он много и активно писал, близко общался с художниками, его работы экспонировались на городских и областных художественных выставках. На данной выставке представлен целый пласт работ этого периода, поражающих своей простотой и талантом, свободой волеизъявления и чистотой желаний молодого художника. Каждая из работ, висящих в зале, оформлена заботливыми руками вдовы художника – Валентины Владимировны Гараниной. После смерти мужа она почти год ежедневно, кропотливо разбирала и приводила в порядок творческое наследие любимого человека. О муже она рассказывала: «Мастерской как у всех художников у него не было. Мастерской во все времена была у него кухня в квартире. Там стояла какая-то картина в работе. Я знала всех его друзей – художников. Они всегда приходили, что бы увидеть творения, восхищались, хвалили. Это были: Слава Потехин, братья Телегины, Борис Французов, Юрий Жаров, Вася Бурмистров, Владимир Юкин. Все говорили, что он талант. Членом Союза художников мой муж так и не стал, не умел настоять на своем, толкаться локтями, идти по головам».
На выставке, которая открылась и будет работать в течение июля в областном Центре изобразительного искусства, представлены разные жанры: пейзажи, показывающие город Владимир 1960-70-х годов, натюрморты, портреты друзей, художников. Выставка очень разнообразна, оставляет в душе теплый след, вызывает ностальгическое настроение. Это первая персональная выставка произведений Адольфа Гаранина, на которой представлено более 150 работ, раскрывающих ретроспективу творчества художника с 1950-х до 1990-х годов. Она заново открывает для широкого зрителя имя талантливого владимирского художника, работавшего на заре становления владимирской живописи, внесшего вклад в формирование ее лица.