Н. Севастьянова / Адольф Гаранин. Ностальгия по 60-м

9 июля начала свою работу выставка произведений владимирского художника-живописца Адольфа Гаранина.  Первые пробы в искусстве он делал в 1950-е, активно творил и участвовал в выставках  в 1970-е годы. Но персональная  выставка его произведений  впервые открылась в наши дни, уже после смерти художника.  Есть люди, которые с самого раннего детства знают, кем они хотят быть. Таким был  Адольф Гаранин. Еще толком говорить не умел, а уже постоянно где-то рисовал. Родственники вспоминали, что у мальчика были и другие таланты:  он прекрасно  пел,  мастерски играл в   футбол,  но более всего в жизни  его увлекало изобразительное искусство.

Служа в конце 1950-х в армии, в столице нашей родины, в Кремле, он все свободное время пропадал в мастерской  кремлевского художника А.С.Савинова, учился у него,  впитывая, как губка,  азы изобразительного искусства. Стремление его к творчеству было очень велико,  он много работал, ходил на этюды,  и в конце службы,   в Доме культуры части,  была даже  устроена выставка его работ.   По возвращению во Владимир юноша продолжил занятия изобразительным искусством. В начале  1960-х Гаранин начал посещать изостудию Дома  культуры ВТЗ, уроки в которой вел в те годы известнейший владимирский живописец Владимир Яковлевич Юкин. Костяком изостудии была группа молодых художников-оформителей, работающих на  тракторном заводе.   Студию в те годы посещали молодые ребята, ставшие в дальнейшем известными художниками: братья Телегины, Владислав  Потехин, Валентин Шумов, Борис Французов, Юрий Жаров, Адольф  Гаранин, Валерий Рыбаков, Сергей Усик,  Юрий Лобачев.   Все, кто прошел обучение в  изостудии ДК ВТЗ, вспоминают, что там царила совершенно особая  атмосфера: дух высокого творчества, большого эксперимента, соревновательности.

В.Я. Юкин в студии рисовал рядом с молодежью.   Уже тогда  он славился  как художник цвета, цвет был программой всего его  творчества, и он не мешал своим «питомцам» в студии производить эксперименты с краской,  с поощрением относился   к  дерзким  опытам студийцев.

Вспоминая те годы, в одном из интервью Юкин говорил: «В студии занималось несколько способных ребят. Особенно среди них выделялись Адольф Гаранин и  Владислав Потехин. Они  остро чувствовали и выражали в своем творчестве происходящие  в искусстве  перемены».  Да, это было особое время.   В 1960-е годы атмосфера художественной жизни в стране менялась,   начали открываться молодежные художественные выставки, на которых появлялись раскрепощенные, свободные от политики работы. Художники ощущали «свежий ветер перемен» и  откликались на  него искусством новым, смелым,  эмоциональным. Сталинский официоз  в культуре  неотвратимо уходил. На смену ему на выставках появились  пейзажи и жанровые картины нового эмоционального содержания.  Адольф Гаранин был одним из наиболее талантливых,  смелых  и любимых  учеников Юкина.  Не имея серьезного художественного образования, благодаря  трудолюбию и таланту, в живописи  Адольф  Гаранин добился многого.  Молодой, талантливый, эмоциональный  он   чувствовал время, в котором жил. Обладая  художнической смелостью, в 1960-е годы он  был в авангарде творческих исканий  владимирских ху¬дожников. Стремясь к знаниям, он изучал   и переосмысливал художественное наследие прошлых эпох, пропуская его через себя и через свою кисть. Его энергия и работоспособность давали результат. Импрессионизм, постимпрессионизм, русский авангард –   вариации молодого художника на эти темы полны творчества, поразительно легки и свежи.

Самыми  плодотворными в жизни Гаранина были 1960-1970-е годы.    В это время он много и активно писал, близко общался с художниками, его  работы   экспонировались на  городских и областных художественных  выставках.    На данной выставке представлен целый пласт работ этого периода, поражающих своей простотой и талантом,  свободой волеизъявления и чистотой желаний молодого художника.   Каждая из работ, висящих в зале,  оформлена заботливыми руками вдовы художника –  Валентины Владимировны Гараниной.  После смерти мужа она почти  год ежедневно, кропотливо   разбирала и приводила в порядок творческое наследие любимого человека. О муже она рассказывала: «Мастерской как у всех художников у него не было. Мастерской во все времена была у него кухня в квартире. Там стояла какая-то картина в работе. Я знала всех его друзей – художников. Они всегда приходили, что бы увидеть творения, восхищались, хвалили. Это были: Слава Потехин, братья Телегины, Борис Французов, Юрий Жаров, Вася Бурмистров, Владимир Юкин.  Все говорили, что он талант. Членом Союза художников мой муж так и не стал, не умел настоять на своем, толкаться локтями,   идти по головам».

На выставке, которая открылась и будет работать в течение июля  в областном Центре изобразительного искусства,   представлены разные жанры: пейзажи, показывающие город Владимир 1960-70-х годов, натюрморты, портреты друзей,  художников. Выставка очень разнообразна, оставляет в душе теплый след,  вызывает ностальгическое настроение.  Это первая персональная выставка произведений Адольфа Гаранина, на которой  представлено более 150 работ, раскрывающих ретроспективу  творчества художника  с 1950-х до 1990-х годов. Она  заново   открывает для широкого зрителя имя талантливого владимирского художника, работавшего на заре становления   владимирской живописи, внесшего вклад в формирование ее   лица.  

Н. Севастьянова, газета "Призыв" от 10.07.09