Л. Такташова / МАСТЕРА "СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ" ИКОНОПИСИ
МАСТЕРА "СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ" ИКОНОПИСИ
Ордена Ленина Академия художеств СССР
Ордена Трудового Красного Знамени Институт живописи, скульптуры
и архитектуры имени И.Е. Репина
На правах рукописи
ТАКТАШОВА Лариса Ефимовна
МАСТЕРА "СТРОГАНОВСКОЙ ШКОЛЫ" ИКОНОПИСИ
Специальность 17.00.04 – искусствоведение
Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения
Ленинград - 1981
Работа выполнена на кафедре истории русского и советского искусства Ордена Трудового Красного Знамени Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Ордена Ленина Академии художеств СССР.
Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор В. Д. Л и х а ч е в а.
Официальные оппоненты – доктор искусствоведения, профессор Г. К. В а г н е р, кандидат искусствоведения Ю. Г. Б о б р о в.
Ведущее учреждение – Ленинградский Государственный Университет им. Жданова
Защита состоится 26 ноября 1981 г. на заседании специализированного совета Д 019.01.01. по присуждению ученой степени доктора наук при Ордена Трудового Красного Знамени Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина Ордена Ленина Академии художеств СССР (199034, Ленинград, Университетская набережная, 17).
С диссертацией можно ознакомиться в Научно-исследовательской библиотеке Академии художеств СССР (Ленинград, Университетская наб., 17).
Автореферат разослан 26 октября 1981 года
Ученый секретарь Института Р. В. Г о л о в е н к о в а
Мастера так называемой «строгановской школы» иконописи создали удивительные по красоте произведения, которые вошли в золотой фонд русской национальной культуры. Велика их заслуга и в развитии русского искусства. Впервые за всю историю изобразительного искусства Древней Руси в содержании икон, написанных ими, нашли воплощение чувства и мысли отдельной человеческой личности. Это был колоссальный сдвиг в художественном сознании Древней Руси, без которого невозможно представить переход средневековой живописи к светскому в полном смысле этого слова искусству. Творчество мастеров «строгановской школы» иконописи как одно из сложных и своеобразных явлений в истории древнерусского искусства является темой настоящей диссертации.
Актуальность темы. «Строгановская школа» иконописи постоянно привлекала внимание исследователей. Без упоминания о ней не обходится, как правило, ни одна работа по русской живописи конца XVI - XVII века. Вместе с тем нет ни одного монографического исследования, которое бы подытожило результаты долгих лет ее изучения. «Строгановская школа» иконописи как явление в целом не изучена.
Отсутствие четкого и ясного представления о ней сказалось и на практической стороне вопроса. Начиная с 1950-х годов, реставраторами было расчищено значительное количество памятников. Однако, неподписные произведения строгановской иконописи в собрании музеев, за исключением Государственной Третьяковской галереи, до настоящего времени не выявлены.
И, наконец, изучение «строгановской школы» иконописи отвечает все растущему интересу советского искусствознания к ХVII веку - переходному периоду в истории русского изобразительного искусства.
Цель исследования - опираясь на произведения иконописцев «строгановской школы», изучить последнюю как стилистическое явление.
Задачи:
- Проследить на фоне каких стилистических течений и направлений русского искусства конца ХVI - начала ХVII века складывалась «строгановская школа» иконописи.
- Опираясь на творчество ведущих мастеров этой школы, определить истоки, эволюцию, основные периоды развития, хронологические границы явления; рассмотреть, в границах темы, проявление стиля «строгановской школы» в других видах изобразительного искусства, а также развитие ее традиций в живописи зрелого ХVII века.
- Воссоздать там, где это возможно, творческие биографии ведущих строгановских иконописцев, определить их роль в истории развития русской иконописи конца ХVI - ХVII столетий.
- Составить словарь мастеров «строгановской школы» иконописи.
- Определить значение и роль «строгановской школы» иконописи в истории древнерусского искусства.
Метод исследования - комплексный. В процессе работы над темой изучались известные, а также вновь расчищенные памятники живописи и прикладного искусства в различных собраниях страны: Третьяковской галерее, Русском музее, Пермской художественной галерее, Сольвычегодском историко-художественном музее, в Музеях Московского Кремля, Доме-музее П. Д. Корина в Москве и других, штудировались общие и специальные работы, архивные материалы.
Научная новизна. Настоящая работа - первое монографическое исследование о мастерах «строгановской школы» иконописи. В нем впервые: 1) выявлен круг мастеров строгановских иконописных мастерских в Сольвычегодске, 2) составлен словарь мастеров «строгановской школы» иконописи, 3) определены и уточнены даты создания ряда живописных произведений, 4) извлечены из архивных хранилищ новые материалы по теме диссертации, 5) введены в научный обиход ряд ранее малоизвестных произведений живописи, 6) по данной теме не существует специальной научно-исследовательской работы.
Практическая ценность. Выводы, сделанные в работе, могут служить научным обоснованием для выявления и атрибуции произведений «строгановской школы» иконописи в музейных собраниях страны. Они помогут историкам искусства обрести единую точку зрения на «строгановскую школу» иконописи как стилистическое явление. Материал диссертации может быть использован для написания истории русского искусства, для подготовки общих курсов, а также для лекций.
Объем работы. Диссертация представлена в двух томах. Первый том содержит 120 страниц текста и 50 страниц приложения - словаря иконописцев. Словарь и текст взаимно дополняют друг друга. В словаре даны краткие биографические сведения о художниках,
оговаривается их деятельность в области монументальной живописи, прикладного искусства и так далее, со ссылками на конкретные примеры в тексте.
В словаре подробно приводятся лишь сведения об иконописи «строгановской школы». В него включены главным образом подписные авторские иконы. Иконы без надписей, указывающих на имя автора, отнесены к произведениям того или иного мастера по традиции или на основании стилистической близости его подписным работам. Для того, чтобы читатель мог получить как можно более полное представление о творчестве мастеров «строгановской школы», в словаре представлены данные об иконах как сохранившихся, так и тех, местонахождение которых в настоящее время неизвестно. Каждая из икон снабжена списком основной литературы о ней. В ссылках аргументируется атрибуция произведений, если это не сделано в тексте, указываются архивные источники.
Второй том - альбом фотографий произведений, анализируемых в тексте, указанных в словаре.
Текст диссертации состоит из трех разделов и заключения. Раздел первый освещает историографию вопроса. Анализ литературы по теме диссертации показал:
- Иконы, принадлежавшие некогда Строгановым, известным в ХVI-ХVII веках солепромышленникам и купцам, высоко ценились любителями древнерусской живописи еще в ХVIII веке и были известны под названием «строгановских писем».
В научный обиход термин «строгановские письма» («школа») вошел в первой половине XIX века. С тех пор произведения строгановской иконописи стали объектом внимания таких дореволюционных исследователей, как И. М. Снегирев, И. П. Сахаров, Д. А. Ровинскии, Г. Д. Филимонов, Н. П. Лихачев, П. П. Муратов1 и других. Ими был поставлен вопрос о стилистических истоках явления, сделана попытка классификации строгановской иконописи, высказано предположение о существовании у Строгановых собственных иконописных мастерских, отмечена повторяемость переводов некоторых строгановских икон; обращено внимание на то, что искусство «строгановской школы» - искусство очень узкого круга ценителей, сделана попытка проследить эволюцию творчества некоторых строгановских художников (Никифора Савина). Определенную роль в изучении «строгановской школы» сыграли историко-архивные публикации. Под влиянием последних было высказано мнение, что «строгановская школа» — одно из стилистических течений московской иконописи. Однако единого аргументированного мнения по всем этим вопросам у дореволюционных ученых не было.
- И. М. Снегирев. О значении отечественного иконописания* М., 1848, (2-ое издание), с. 24-25; И. П. Сахаров. Исследование о русском иконописании. СПб, 1849; Д. А. Ровинскии. Обозрение иконописания в России до конца ХУП века. СПб, 1856; Г. Д. Филимонов. Симон Ушаков и современная ему эпоха русской иконописи. М., 1873; Н. П. Лихачев. Краткое описание икон собрания П. М. Третьякова. М., 1905; П. П. Муратов. Строгановская школа живописи. - 'История русского искусства', т. 1У, М., 1913.
- Изучение строгановской иконописи продолжили в советское время. В 1923 году в Петрограде была организована выставка произведений искусства «строгановской школы». «Строгановская школа» экспонировалась как одно из стилистических течений русского искусства конца ХVI - ХVII веков
В изучении строгановской иконописи велика заслуга историка А. А. Введенского. Он вновь, но уже на научной основе, поставил вопрос о существовании у Строгановых в Сольвычегодске иконописных мастерских. Заслуга историков искусства Н. Н. Померанцева и Е. В. Георгиевской-Дружининой состоит в том, что они, анализируя произведения прикладного искусства «строгановской школы», подтвердили существование у Строгановых в Сольвычегодске художественных мастерских, а так же отметили близость произведений прикладного искусства, вышедших из мастерских, и иконописи.
Одна из самых основательных работ советских искусствоведов о «строгановской школе» - очерк Ю. Н. Дмитриева.1 Ю. Н. Дмитриев впервые дал четкое понятие термина «строгановская школа» и аргументировал классификацию икон этого направления. Принцип классификации, аргументированный в его труде, был закреплен в «Каталоге древнерусской живописи Государственной Третьяковской галереи»2 Его авторы, В. И. Антонова и Н. Е. Мнева, систематизировали огромный материал по иконописи ХVI-ХVII веков, без осмысления которого изучать «строгановскую школу» было бы невозможно.
Ю. А. Кожина (Лебедева), В, И. Антонова, В. П. Гребенюк конкретезировали в своих статьях представления о связи стиля и иконографии произведений строгановской школы с московской живописью конца ХVI - первых лет ХVII столетия.3
- В результате изучения в советском искусствознании укрепилось представление о «строгановской школе» как об одном из стилистических течений московской живописи конца ХVI - ХVII веков.
При определении его нижней хронологической границы исследователи единодушно приняли конец ХVI века; верхней — ХVII столетие (до первой четверти столетия включительно, 50-х и даже 60-70-х годов).
- Ю. Н. Дмитриев. Строгановская школа живописи. – «История русского искусства», т. Ш, М., 1955.
- В. И. Антонова, Н. Е. Мнева. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 1,2. М., 1963.
- В. И. Антонова. Древнерусское искусство в собрании Павла Корина, М., 1966; В. И. Антонова. Московский иконник Посник Дермин. – «Культура и искусство Древней Руси», Л., 1967; В.П. Гребенюк. Лицевое «Сказание об иконе Владимирской Богоматери» - «Древнерусское искусство. Рукописная книга». М., 1972; Ю.А. Кожина. Одно из художественных течений в русской живописи ХVI- ХVIIвв. – «Русское искусство». Л., 1829.
Укрепилось также мнение о том, что «строгановская школа» характеризуется с одной стороны произведениями московских художников, с другой - мастеров «иконных горниц» Строгановых в Сольвычегодске, Что являли собой последние, какие произведения вышли из них, какие художники работали в мастерских - остается неизвестным.
До настоящего времени недостаточно четко и полно определены стилистические особенности икон «строгановской школы», основные периоды развития стиля, его эволюция в целом. Отметим также, что до сих пор не выявлен круг мастеров, число сохранившихся памятников, недостаточно изучено их идейно-тематическое содержание.
В заключительной части первого раздела, исходя из выводов литературы по проблеме диссертации, обоснованы ее актуальность, выбор темы, определены цели и задачи исследования.
Второй раздел посвящен стилистическому анализу московской живописи конца ХVI - начала ХVII столетий.
В искусстве второй половины ХVI века проявился новый стиль. Появление его было обусловлено утверждением идеологии, родившейся в ожесточенной борьбе уходящего в прошлое феодально-раздробленного государства с укрепляющимся самодержавным строем.
В основе новой идеологии лежала политическая доктрина первенства Москвы и ее великих князей, воплотившаяся в теории «Москва - III Рим». Теория «константинопольского наследства» Руси получила широкое распространение как в светских, так и в церковных правительственных кругах 40-70-х годов ХVI века. Проводником в широкие народные массы новых идей стало изобразительное искусство. Главенствующую роль играла живопись как одно из наиболее привычных и массовых средств убеждения.
Программные произведения московской живописи – «Церковь воинствующая» («Благословенно воинство небесного царя», Государственная Третьяковская галерея); «Обновление храма воскресением» (Музеи Московского Кремля), «Четырехчастная» (Музеи Московского Кремля). Они утвердили в иконописи жанры бытийного и приточного письма с характерными для них особенностями - символикой и аллегоризмом. Последние предопределили такие формальные качества, как перегруженность и с ложность композиции, декоративность цвета. С «Церковью воинствующей» и подобными ей произведениями батального жанра в религиозное искусство вошло светское содержание.
Стилистические новшества придворной живописи 40-50-х годов ХVI века продолжили и развили художники царских мастерских. На примере миниатюр Лицевого летописного свода и близких ему по стилю станковых произведений они дали образцы своеобразного синтеза светского содержания с формами религиозного искусства, и напротив - синтез форм светского искусства с религиозным, предвосхитив тем самым обмирщение русской живописи ХVII века.
Во второй половине ХVI столетия наблюдается взаимовлияние миниатюры и иконописи, что также было связано с новой ролью искусства. Блестящие образцы такого взаимовлияния дала макарьевская школа.
Традиции, заложенные в русской живописи царскими мастерами и макарьевской школой, продолжали развиваться в миниатюре и иконописи годуновской школы. В годуновских мастерских писали иконы в подражание прославленным памятникам живописи ХV века и часто делали копии с них. Наряду с этими официальными произведениями, отличающимися тяжеловесной парадностью, создавались и такие, которые продолжали традиции царских и макарьевских мастерских. Причем, происходило взаимопроникновение и взаимовлияние традиций как того, так и другого направлений, что наблюдалось и ранее, но не так выражено. В некоторых работах годуновской школы миниатюрность и мелочность письма перерастают в новое качество - изысканность и изящество.
С наибольшей полнотой эти качества воплотились в произведениях «строгановской школы» иконописи, появление которой было предопределено всем ходом развития иконописи второй половины - конца ХVII века. Она воплощала эстетические идеалы и мировосприятие русской знати «Смутного времени», а также новое отношение к личности человека, художника.
Раздел третий – «Мастера строгановской школы иконописи». Он состоит из пяти глав.
Глава первая – «Ранняя» строгановская школа» (в произведениях московских художников конца ХVI - начала ХVII века). В ней анализируются работы старейших строгановских художников – «государевых иконописцев» конца ХVI века. «Богоматерь Владимирская, со святыми на полях» Посника Дермина (1580-е годы до 1589 г., Дом-музей П. Д. Корина в Москве) имеет особенности рисунка, которые указывают на то, что икона выполнена, очевидно, по иконописной прориси начала ХVI века. Это обстоятельство сближает ее с официальными памятниками годуновской школы. Но от последних она отличается по содержанию: судя по подбору святых, изображенных на полях, икону заказали как моленную в связи с ожиданием в семье первенца. Небольшая по размерам, она украшала строгановские хоромы или одну из церквей родовых вотчин.
Еще более ярко стилистические особенности ранней строгановской школы прослеживаются на примере творчества Истомы Савина. Анализ таких его работ, как «Богоматерь Владимирская» (конец ХVI - начало ХVII в., Пермская государственная художественная галерея), «Петр митрополит, в житии» (конец ХVI - начало ХVII в., Государственная Третьяковская галерея) и других, дает основание для вывода, что в целом стиль Истомы Савина больше тяготеет к памятникам второй половины ХVI века, вышедшим из придворных мастерских. При письме клейм «Богоматери Владимирской» И. Савин использовал в качестве оригиналов миниатюры «Лицевого «Сказания об иконе Владимирской Богоматери», созданного в царских мастерских. Клейма «Петра митрополита, в житии» он делал по образцу клейм одноименной иконы начала ХVI века из Успенского собора Московского Кремля. Отметим также стилистическую близость этой иконы произведениям макарьевской школы: то же бережное отношение к тексту, та же плавность и неторопливость рассказа, те же приемы решения пространства, сходные формы палатного письма. Но в сравнении с ними письмо Истомы миниатюрнее, рисунок тоньше. Его произведения более камерны. Интимностью трактовки образов отличаются даже те работы, содержание которых, казалось бы, не соответствовало такому решению.
Стилистически с произведениями П. Дермина и И, Савина едина живопись московских живописцев конца ХVI - начала ХVII века Федора Савина и Степана Арефьева.
Глава вторая – «Строгановская школа» иконописи в Сольвычегодске. «Иконные горницы» Строгановых и их мастера». В ней идет речь о причинах, которые обусловили организацию строгановских иконописных мастерских в Сольвычегодске, о работе мастерских, анализируется творчество ведущих мастеров «иконных горниц», Строгановский иконописный лицевой подлинник.
Условия для развития в Сольвычегодске «строгановской школы» иконописи были подготовлены деятельностью Строгановых и событиями «Смутного времени». После пожалования Иваном IV Анике — родоначальнику династии Пермских вотчин, Строгановы возводят на землях Прикамья многочисленные церкви и монастыри. Интенсивное церковное строительство продиктовало необходимость иметь на строгановском дворе собственные кадры художников, в том числе и иконописцев.
Первые большие иконописные заказы Строгановых были связаны с украшением Пыскорского монастыря и Благовещенского собора в Сольвычегодске. Об убранстве последнего дает представление опись собора 1579 года. Собор долгое время не расписывали. Росписи восполняли пятиярусный иконостас и многочисленные иконы. Все иконы (а их было более 300), за исключением единиц – «доставления» Строгановых, большей частью Никиты Строганова.
В иконописных мастерских Строгановых в Сольвычегодске в конце ХVI - первых годах ХVII века пользовались лицевым подлинником, который в свое время был опубликован Г. Д. Филимоновым и известен как «Строгановский иконописный лицевой подлинник».1 Его композиции сначала переводили на лист, затем правили и переносили на доску. Так использовали прориси Семейко Бороздин при письме иконы «Седьмой Вселенский собор» (конец ХVI — первые годы ХVII в., Государственный Русский музей), Емельян Москвитин при «знаменьи» «Трех отроков в пещи огненной» (конец ХVI - первые годы ХVII века, Государственный Русский музей), «Собора святых апостолов» (конец ХVI — первые годы ХVII века, Государственный Русский музей), Михайла и другие (наличие общих элементов в прорисях икон и подлинника отмечено в словаре).
Судя по сохранившимся произведениям, мастера строгановских иконописных мастерских главным образом работали по подлиннику, как то предписывал Стоглав. Однако, принимая во внимание замечания описи 1579 года, а также необычность некоторых икон, вышедших из мастерских, можно думать, что знаменили и свои строгановские художники.
В мастерских работали иконописцы Первуша, Перша, Михайла, Семейко Бороздин, Емельян Москвитин и другие (принадлежность художника к мастерам строгановских иконописных мастерских оговаривается в словаре). У мастеров строгановских «иконных горниц» были свои излюбленные варианты Крещения, Троицы, Благовещения и других сюжетов. Произведения строгановских иконописцев едины по стилю. Вместе с тем, каждый из художников - ярко выраженная индивидуальность, со своей, своеобразной манерой письма. Иконы, созданные ими, занимают промежуточное место между ранними и зрелыми памятниками строгановской иконописи.
- Строгановский иконописный лицевой подлинник (ред. Г. Д. Филимонов). М., 1869.
Художники мастерских почти все были крепостными или кабальными людьми Строгановых. Крепостными становились, попадая в строгановские вотчины,
«Иконные горницы» стояли на строгановском дворе. Они были довольно многолюдны. Здесь одновременно работало около двадцати человек художников. Причем, надо думать, что имена некоторых так и остались неизвестными.
Руководством в деле управления мастерских, как мы предполагаем, служил Стоглав. То, что у Строгановых имелось несколько вариантов этой рукописи, объяснимо практической необходимостью последней. Ее глава «Соборное поставление по церковным делам» выполняла роль своеобразного устава, которым руководствовались иконники.
Глава третья – «Расцвет «строгановской школы» (второе десятилетие ХVII века)». Расцвет «строгановской школы» связан с творчеством московских художников. Самый прославленный мастер зрелой строгановский школы - Прокопий Чирин. В 90-е годы ХVI века, он, вероятно, жил в Москве, служил в иконописных мастерских царя, или, во всяком случае, работал по заказам семьи Годуновых. В период «Смутного времени» художник работал в Сольвычегодске. В эти годы он много писал по заказу Строгановых, сотрудничал с художником Никифором Савиным, среди строгановской дворни у него, как известно по надписи на иконе, был ученик Первуша. Чирину подражали мастера строгановских иконописных мастерских. После того, как в Москве возродилась художественная жизнь, Чирин вернулся в столицу. С 1616 года его имя постоянно встречается в расходноказенных приказах царского двора среди фамилий «государевых жалованных мастеров».
Что касается творческого наследия художника, то среди сохранившихся икон датированных только две: «Никита воин» 1593 года и «Богоматерь Казанская» 1606 г., которую, как гласит надпись на обороте, П, Чирин лишь «знамения», то есть составлял композицию и делал рисунок. Время написания других установлено автором, исходя из дат жизни и деятельности Строгановых, Определение даты написания ряда памятников позволило впервые проследить эволюцию живописного стиля П, Чирина - сложившегося художника. Образ «Никита воин» 1593 года - письмо мастера-виртуоза. «Избранные святые» (конец ХVI в. до 1610 г., Государственная Третьяковская галерея) написаны для семьи Годуновых. Колорит иконы, композиция, обилие золота и орнамента делают ее созвучной торжественнопышному искусству годуновского двора. Складень «Богоматерь Владимирская, с праздниками и ликами святых» был заказан Строгановыми, очевидно, в связи с присвоением им в 1610 году «вича», то есть права именоваться с отчеством, как высшая знать. В подборе святых, изображенных на складне, явно стремление Строгановых выявить свою генеалогию. Таким образом, он предвосхитил по содержанию знаменитую икону С. Ушакова «Насаждение древа государства Российского» (1668, Государственная Третьяковская галерея). Однако, в отличие от последней строгановская икона была произведением не официальным, а рассчитанным на интимное общение со зрителем. Икона камерна не только по размерам, но и по содержанию. Ее клейма наполнены деталями, которые по ассоциации с реальной жизнью трогали ум и сердце молящегося. Интимной трактовке содержания клейм соответствует изображение богоматери в среднике. На боковых створах лица святых трактованы индивидуально. Образ юродивого Иоанна решен парсунно. Колорит иконы золотисто-серебряный.
По видению цвета к боковым створам складня близок «Иоанн воин» (около 1615 г., Государственный Русский музей). По сравнению с более ранними иконами колорит его темнее, краски глуше, преобладают охристо-оливковые цвета. Икона не утратила живописности, но стала суровее и строже. Образ, созданный художником, полон сдержанной силы и гармонии. Наряду с условностями в трактовке форм головы святого много наблюденного: высветлены плавью правый лобный бугор, надбровные дуги, скулы, мускулы шеи и плеча. В понимании формы художник шел к новому искусству, но не перешел однако границ иконописи, как это сделал позднее С. Ушаков. Отметим, что в патрональных иконах, написанных художником для Строгановых, явны элементы парсунности.
О стиле художника второго десятилетия ХVII века дает представление икона «Дмитрий царевич и Дмитрий Солунский» (около 1617 г., Дом-музей П. Д. Корина в Москве). От более ранних икон художника она отличается по рисунку. Святые подчеркнуто немощны: их руки нереально короткие, ноги тонкие, кисти рук миниатюрные.
По творческим устремлениям к П. Чирину близок иконописец Григорий. К старшему поколению художников зрелой строгановской школы относится также С. Хромой. В творчестве этих художников нашли воплощение монументальные формы строгановской иконописи.
Младшее поколение мастеров строгановской школы представлено творчеством сыновей И. Савина - Назария и Никифора. Судя по надписям, большинство работ Никифора выполнено по заказу Н.Г.Строганова. Сведений о том, что Никифор работал в Москве или каком- либо другом городе - нет. Следовательно, главным образом иконописец трудился в Сольвычегодске. Из надписей, извлеченных автором из архивов, известно, что у Н. Г. Строганова был крепостной иконописец Никифор. К сожалению, работ, подписанных именем «человека» Никифора, не сохранилось. Поэтому говорить, что Никифор Савин и крепостной Никифор одно и то же лицо, можно лишь предположительно. Никифор учился у своего отца - Истомы Савина. Между его ранними работами и иконами Истомы много общего в рисунке и колорите. Вместе с тем, уже в них налицо ряд особенностей, отличающих его живопись от живописи отца. К ним следует отнести разбеленность ликов, большую сложность колорита (Никифор писал по цвету), более активное применение золота.
Несомненное влияние на формирование стиля художника оказало творчество П. Чирина. Зрелые произведения Никифора - образцы виртуозного миниатюрного письма. По содержанию и композиции они близки миниатюрам, но по сравнению с ними еще сложнее и многословнее. Никифор Савин прославился среди строгановцев как мастер многодельного мелочного письма. Но писал он и большие иконы. Однако, несмотря на значительные размеры, они лишены подлинной монументальности.
Назарий Савин начал свою творческую деятельность как строгановский живописец. Сохранившиеся подписные произведения художника выполнены для Н . Г. Строганова: «Богоматерь Петровская» (около 1615 г., Государственная Третьяковская галерея), «Царь царем» (1616 г., Государственная Третьяковская галерея). Это образцы превосходного миниатюрного письма. Вместе с тем, в них проявились черты монументальности. Поэтому не случайно свою творческую деятельность Назарий Савин продолжил как мастер монументальной живописи. Из работ художника монументального плана сохранились иконы, созданные для Ризоположенской церкви Московского Кремля. По стилю это произведения официально-торжественного искусства ХVII века.
Глава четвертая – «Произведения мастеров строгановской школы иконописи в других видах изобразительного искусства». В ней рассматриваются произведения монументальной живописи, прикладного искусства, связанные с именами строгановских художников. Едва ли не единственный памятник монументальной росписи, дошедший до наших дней - стенопись Благовещенского собора в Сольвычегодске, которая еще совсем не изучена. По свидетельству летописи, церковь расписывали «внутри и с алтаря и с кружалы верхними» в 1600 году московские иконники С. Арефьев и Ф. Савин «со товарищи». Действительно, как показала расчистка, настенная живопись сделана группой художников, знавших живопись Москвы и близких к ней по своим художественным воззрениям. Судить о ней можно по хорошо сохранившейся и отреставрированной росписи придела Иоанна Богослова. По стилю роспись близка произведениям Семейки Бороздина, Емельяна Москвитина, Михайла, «человека» Истомы, листам Строгановского лицевого иконописного подлинника. В некоторых ее изображениях по характерным признакам рисунка можно узнать руку Ф. Савина, а также С. Бороздина.
В одном стилистическом ключе с монументальной и станковой живописью развивалось и древнерусское шитье. Искусство шитья было предметом женского труда. Однако «знаменил» рисунок для шитья иконописец. Из письменных источников известно, что композиции для шитья делал Посник Дермин. С именем строгановских иконописцев, судя по особенностям рисунка, могут быть связаны некоторые памятники шитья. Из них отметим пелену «Убиение царевича Дмитрия» (первая четверть ХVII в., Пермская государственная художественная галерея). Изображение на пелене убийцы царевича - Никиты Качалова напоминает святых на иконах Ф. Савина. Никифор Савин, возможно, знаменил пелену «Святой Георгий и Федор Секиот» (30- 40-е гг. ХVII в., Архангельский государственный художественный музей). С именем П. Чирина связан интереснейший памятник шитья – «Знамя Сапеги» (конец ХVI - начало ХVII в., Государственная Третьяковская галерея). Рисунок на знамени, даже в интерпретации вышивальщиц, близок по стилю рисунку работ П. Чирина. Прямые аналогии можно отыскать в изображении Архангела Михаила на знамени и Дмитрия Солунского на иконе «Дмитрий царевич и Дмитрий Солунскйй». Судя по всему, «Знамя Сапеги» было выполнено в конце ХVI - первых годах ХVII века по эскизу П. Чирина, Оно дает нам представление о возможностях П. Чирина декоратора.
В 1620-1621 годах Чирин выполнял заказ Московского Печатного двора - рисунки для гравюр печатного Евангелия 1627 года. Установленная автором стилистическая близость гравюр Евангелия произведениям Чирина дает основание для утверждения, что П. Чириным были выполнены рисунки ангелов и евангелистов.
В 1621-1622 годах П. Чирин, Н. Савин, С. Хромой «со товарищи» расписывали Постельную комнату и Столовую избу царя. Судить об этих работах сегодня можно лишь опосредованно, так как они не сохранились.
Глава пятая – «Традиции «строгановской школы» иконописи и живописи ХVII века». С традициями «строгановской школы» иконописи было связано целое направление в русской живописи 30-40-х гг. ХVII века, и прежде всего «школа царских изографов».
В середине ХVII века традиции строгановской иконописи продолжали жить в творчестве мастеров Оружейной палаты. Пример тому «Благовещение с акафистом» 1659 года Якова Казанца, Гаврилы Кондратьева, Симона Ушакова (Государственный Исторический музей). Эту икону, как и другие, подобные ей, по стилю можно было бы отнести к произведениям «строгановской школы». Однако, совершенно очевидно, что их авторы, в отличие от художников «строгановской школы», ставили перед собой другие творческие задачи. Камерность произведений уступила место патетике. От характерного строгановского рисунка сохранились лишь удлиненность и изящество пропорций. Появляется стремление к построению иллюзорного пространства. Мастера второй половины века в поисках передачи пространства пошли еще дальше. В иконе «Клемент папа Римский» (вторая половина ХVII века, Пермская государственная художественная галерея) пейзаж и архитектура переданы как бы с высоты птичьего полета. Сплав традиций строгановской школы с новым мироощущением дал такие шедевры русской иконописи, как «Святые Уар воин и Артемий Веркольский» (вторая половина ХVII века, школа Оружейной палаты, Государственная Третьяковская галерея).
Не столь явно, но вместе с тем более глубинно, традиции строгановской школы, ее новаторская сущность: связь с земными событиями и людьми, с мыслями и чувствами отдельной человеческой личности, светский характер образов, проявились в направлении иконописи, возглавляемом С. Ушаковым и его последователями. Объясняется это тем, что новшества коснулись не только пространственных форм, но и изображения человека. С. Ушаков и его последователи выступили в иконописи как подлинные новаторы. Благодаря им иконопись обретала все большую весомость и материальность, безвозвратно погружаясь в мир предметной реальности. Жанровость, утвердившаяся в «строгановской школе» и развивавшаяся в иконописи «строгановского» направления, у последователей С. Ушакова переросла в бытописательства.
Во второй половине ХVII века влияние традиций строгановской школы иконописи вышло далеко за пределы Москвы. Причем характерно, что усваивали прежде всего то, что выражало ее содержание, ее земной, светский дух. Широко распространились излюбленные строгановцами иконографические варианты патрональных икон, а также иконы с изображением заказчиков. Элементы парсунности, которые мы отмечали в патрональных образах, уже во второй четверти ХVII века перерастают в парсуну.
После строгановской школы древнерусская живопись (за исключением провинциальных, особенно северных школ) утратила открытый локальный цвет. Колорит стал строиться на сближенных тонах. Усваиваются и такие черты строгановской иконы как тонкость письма, его узорность, удлиненные пропорции святых, общие очертания их силуэта. Объяснимо это тем, что эстетический критерий становится одним из главных в оценке живописных произведений ХVII века.
Процесс утраты имперсональности русской иконописи, начало которому положила строгановская школа, продолжался, но уже более интенсивно. От ХVII столетия до нас дошли сотни имен иконописцев, а также авторских произведений.
В заключении диссертации даются основные выводы по работе:
- Систематизированные сведения о жизни и творчестве московских мастеров «строгановской школы» приводят к выводу о том, что большинство из них как известных, так и менее известных были «государевыми жалованными» или «кормовыми» иконописцами, то есть художниками, работавшими при дворе в конце ХVI - первой четверти ХVII века. Иконы, написанные московскими художниками, о связи которых со двором сведении нет, близки работам царских мастеров стилистически.
- Через старшее поколение царских иконописцев осуществилась прямая связь строгановской иконописи с живописью Москвы второй половины ХVI века - школой Грозного и макарьевскими мастерскими. Лучшие образцы станковой живописи и миниатюры Москвы служили строгановским художникам в качестве оригиналов. С памятниками грозненского времени связана тематика иконография и стиль творений старейших строгановских мастеров.
- В процессе анализа стиля произведений старейших строгановских художников было установлено, что трактовка форм, палатного письма, приемы композиционного и пространственного построения ранних строгановских икон восходит к придворной живописи второй половины ХVI века. В пропорциях фигур еще нет подчеркнутых удлиненности, уменьшенности размеров рук и ног. неустойчивости движений, и, наконец, в них почти нет изысканности и рафинированности форм, характерных признаков зрелых произведений «строгановской школы».
- Композиции икон старшего поколения строгановцев строятся по сторонам от центральной оси. Нередко они лишены четко выраженного композиционного центра, но в том и в другом случае развернуты, как правило, по вертикали плоскости ковчега снизу вверх. Эта особенность композиционного построения роднит их с миниатюрами и иконами царских мастерских и, в частности, с миниатюрами Лицевого летописного свода.
- Колорит икон яркий, насыщенный. В зрелых произведениях цветовая гамма будет строиться на более сближенных и мягких тонах.
- В произведениях старшего поколения иконописцев «строгановской школы» проявились противоречия искусства иконописи второй половины ХVIвека. Их работы еще сохраняют живуюсвязь с монументальными формами станковой живописи прошедших веков, но весьма своеобразным способом — путем копирования старых почитаемых образов. При этом монументальные формы соседствуют с миниатюрными или переосмысливаются и перерабатываются так, что утрачивают свою монументальность, превращаясь в образны мелочного письма.
- Промежуточное место между ранними произведениями «строгановской школы» иконописи и ее зрелыми памятниками занимают произведения, созданные в строгановских иконописных мастерских в Сольвычегодске. Относительно иконописания в строгановских вотчинах и деятельности иконописных мастерских автором настоящей работы было установлено следующее:
1) факт существования «иконных горниц» у Строгановых подтвердился (ранее он был известен лишь по архивным документам). Иконописные мастерские при дворе Строгановых как сложившееся художественное явление существовали с конца ХVI (примерно 90-х годов) и до первой четверти ХVII века.
2) Для выявления круга мастеров, работавших в мастерских, для изучения икон, вышедших из них, был впервые привлечен Строгановский лицевой иконописный подлинник. С этой целью подлинник рассмотрен с точки зрения стиля, пересмотрена его датировка. Стилистический анализ подлинника показал, что основная часть его изображений датируется концом ХVI-ХVII веками. Часть изображений и толкований была дополнена в ХVII и даже ХVIII веках.
3) Основа подлинника - листы, датируемые ХVI-ХVII веками, широко использовались с строгановских иконописных мастерских в повседневной работе. Это обстоятельство дало возможность выявить круг мастеров строгановских иконописных мастерских.
4) К мастерам строгановских «иконных горниц» были отнесены крепостные художники «строгановской школы», работавшие в указанный период у Строгановых, а также художники, произведения которых выполнены по одному иконописному подлиннику (Строгановскому иконописному лицевому подлиннику), имеют общие изводы или их элементы, и стилистически едины как между собой, так и с произведениями крепостных художников Строгановых. Исходя из этих соображений, к мастерам строгановских иконописных мастерских мы отнесли 18 из 29 известных нам художников «строгановской школы».
- Стилистически произведения, созданные мастерам строгановских иконописных мастерских в Сольвычегодске, восходят к московской придворной живописи второй половины, конца ХVI века и едины по стилю с творениями московских художников ранней «строгановской школы». Мастера, работавшие в Сольвычегодске у Строгановых, пользовались теми же приемами построения пространства, что и москвичи. В произведениях, вышедших из-под их кисти, можно видеть характерные формы палатного письма в виде одноглавых высоких церквей, украшенных несколькими ярусами острых щипцов. Свои композиции, подобно москвичам, они охотно дополняли жанровыми деталями. Их произведения также камерны по характеру трактовки образов, в них также сильно светское начало. Предназначенные для убранства строгановских хором и церквей, они также невелики по размерам.
- Стилистическое единство с живописью Москвы произведений, вышедших из сольвычегодских мастерских, естественно и закономерно: иконописцы, прежде чем попасть в строгановские вотчины, работали в Москве. Так нами установлено, что «человеком» Строгановых, мастером «иконных горниц» был Истома Савин, в прошлом известный московский художник, «государев иконописец». Москвичами были, вероятно, и такие ведущие иконописцы Строгановых, как Емельян Москвитин и Истома Гордеев.
- Строгановы, верные проводники политики Москвы на землях Прикамья и Сибири, ориентировали свои иконописные заказы на живопись Москвы стилистически и тематически. Мы пришли к выводу, что первое иконописное убранство Сольвычегодского Благовещенского собора появилось в 70-е годы ХVII века. Его идейное и тематическое содержание было подобно идейно-тематическому содержанию иконописного ансамбля Благовещенского собора Московского Кремля.
Строгановский иконописный лицевой подлинник, которым пользовались художники в повседневной работе, стилистически связан с московской придворной живописью второй половины, конца ХVI века, и, в частности, с Лицевым летописным сводом.
- Автор настоящей работы, опираясь на даты жизни Строгановых, датировала ряд икон Истомы Савина и Прокопия Чирина. Так датированы «Избранные святые» Истомы Савина (1580-е гг. до 1598 г.), работы П. Чирина: «Дмитрий царевич и Дмитрий Солунский» (около 1617 г.), «Иоанн воин» (около 1615 г.), «Богоматерь Владимирская, с праздниками и ликами святых» (около 1610 г.). Определение примерного времени написания названных произведений дало возможность подробно и последовательно, как ни в одной из работ, написанных ранее, проследить эволюцию творчества этих крупнейших мастеров строгановской школы, а на их примере и эволюцию стиля в целом.
- Произведения, созданные строгановскими художниками в 80-90-е годы ХVI века, дают представление о раннем этапе развития этого стилистического направления. Иконы конца ХVI - первых лет ХVII столетия характеризуют в основном переходный период в развитии стиля. В творчестве такого выдающегося художника как П. Чирин строгановская школа уже в 90-е годы ХVI века обрела зрелость. Расцвет ее относится ко второму десятилетию ХVII века. Наиболее яркие представители этого этапа ее развития Никифор и Назарий Савины. В их произведениях особенности стиля выявились наиболее четко и определенно.
По. тематическому содержанию иконы строгановской школы можно условно поделить на три основные группы: патрональные; иконы с изображением популярных святых; иконы-праздники. Первые особенно характерны для строгановской иконописи. Иконографические варианты патрональных икон довольно разнообразны, но во всех них сильно парсунное, светское начало.
У художников «строгановской школы» большой популярностью пользовались иконы с изображением Богоматери. Образу Богоматери придавался камерный, интимный характер. То же самое можно сказать о трактовке деисусных и праздничных икон. В праздничных композициях камерный «домашний» характер образов особенно ощутим благодаря наличию в них жанровых деталей, подмеченных в быту.
Социальный состав заказчиков икон строгановской школы сказался в подчеркнутой эстетизации исполнения. Иконы овеществляли эстетический идеал определенной группы русского общества. Этим и объясняется особенная тщательность и мелочность их письма, подчеркнутое изящество форм - святые как бы парят над поземом, едва касаясь земли.
В работах строгановских художников, особенно зрелого периода, стремление к подчеркнутой рафинированности форм привело к сознательной утрированности рисунка: у святых мощный торс, не пропорциональные по отношению к нему короткие руки, длинные бесформенные ноги.
Камерность (интимность) трактовки содержания, подробность и непосредственность рассказа, обилие жанровых деталей, светский характер трактовки образов, подчеркнутая эстетизация исполнения, мелочность письма, виртуозность рисунка, изощренность и отточенность форм, нарочитость движений, иногда граничащих с манерностью (особенно в произведениях периода расцвета стиля), применение твореного золота, тончайшая лессировочная живопись - вот характерные черты строгановской школы иконописи.
Необходимо отметить также, что произведения «строгановской школы» объединяет единое понимание формы, пространства, палатного письма. Объемы переданы главным образом за счет чисто условного освещения, а также линии. Они не нарушают плоскость икон. Столь же условно и решение пространства. Мастера «строгановской шкалы» делали попытки показа «нутровых палат». Однако раскрытие их не пошло дальше показа внутренней стенки зданий, виднеющейся через арочные проемы. Для пространственного построения композиции художники пользовались приемами, которые были распространены среди мастеров лицевого летописного свода. Формы палатного письма в строгановской иконописи очень характерные: в виде трехглавых» чаще одноглавых церквей, увенчанных рядами остроконечных кокошников, или многоэтажных домов, с множеством маленьких черных окошечек, с широкими арочными проемами, острыми шпилями. Художники везде, где только возможно, показывали толщину торцов зданий» проемы окон, арок.
«Строгановская школа» иконописи возникла на рубеже двух веке» — в конце ХVI — начале ХVII столетий и была переходным явлением в развитии русской иконописи. В целом ее стиль, как мы установили, тяготеет к московской придворной живописи второй половины - конца ХVII века. Однако, в недрах «строгановской школы» развивались те качества, которые в дальнейшем стали характерными для живописи развитого ХVII столетия. К ним прежде всего следует отнести светский характер трактовки образов, проявившийся в элементах парсунности, а также стремление художников как можно правдоподобнее показать то или иное событие священной историк.
Итогом обмирщения древнерусской иконописи было появление светской живописи ХVIII века. Одно из начал тому строгановская школа. В этом историческое значение строгановской школы и ее роль в истории русского искусства.
Список работ, опубликованных по теме диссертации
- Строгановские иконописные мастерские. - "Проблемы развития русского искусства. Тематический сборник научных трудов института им. И. Е. Репина". Вып. IX, Л., 1977. - 0,5 п. л.
- "Строгановская школа" иконописи. - "Искусство", 1981, № 2. - 0,8 п. л.
- Государственный музей палехского искусства. М., 1981. На английском языке (В соавторстве. Автору принадлежит часть статьи. - 1,5 п. л., научная аннотация №№ 1,3,4,5,7,10,11,14,17).
2/Х-81 г. Зак. 160 Тир. 150 Бесплатно. Отпечатано на ротапринте Института им. И. Е. Репина.