Мстёрское отделение ВТОО «Союз художников России»
Художники Мстёры – одного из признанных российских центров иконописи и лаковой миниатюрной живописи – занимают особое место в искусстве Владимирской земли. Они продолжают традиции целых династий мастеров, которые занимались художественными промыслами на протяжении более двух столетий. О широкой известности мстёрских иконописцев свидетельствуют коллекции икон Государственного Эрмитажа, Русского музея, Третьяковской галереи. В советские годы шёл поиск путей применения традиционных художественных технологий: иконопись была трансформирована в лаковую миниатюру.
В 1923 г. Н.П. Клыков, А.И. Брягин, А.Ф. Котягин, В.Н. Овчинников, Е.В. Юрин в организованной ими «Артели древнерусской живописи» перенесли своё искусство с иконописания на роспись деревянных предметов – матрёшек, солонок, тарелок. К 1930-м годам была освоена технология изготовления изделий из папье-маше, выработаны свои особенности миниатюрного письма. Сохранялись принципы иконописи, живопись выполнялась, как и прежде, темперными красками, изготовленными по древнему рецепту на яичной эмульсии с добавлением воды и кваса, однако сюжеты брались из повседневной жизни, из сказок и былин. Постепенно были заложены основы современного искусства Мстёры.
Мстёрские художники активно участвовали в отечественных и зарубежных художественных выставках. На I Всероссийской кустарно-промышленной выставке (1923 г.) и на Всемирной выставке в Милане (1935 г.) художники Мстёры сделали серьёзную заявку на высокое искусство. На всемирных выставках в Париже (1937 г.), Нью-Йорке (1939 г.) они были удостоены дипломов, золотых и серебряных медалей и стали известными далеко за пределами России.
В 1932 г. артель преобразовали в фабрику «Пролетарское искусство». В годы Великой Отечественной войны 37 артельщиков ушли на фронт, и мужчин заменили женщины, старики и дети. Стало формироваться новое поколение мастеров мстёрской росписи, которое, несмотря на трудности военного и послевоенного времени, не только сохраняло традиции промысла, но искало новые направления в развитии уникального искусства. В послевоенные годы совершенствованием лаковой миниатюры занимались художники Иван Фомичёв, Николай Шишаков, Лев Фомичёв, Фёдор Шилов, Владислав Некосов и др. Благодаря этим мастерам художественный промысел достиг высочайшего расцвета и широкой известности.
В 1945 г., когда была образована областная организация «Владимирский Союз художников», в её ряды включились художники из Мстёры: миниатюристы А.М. Меркурьев, Е.В. Морозова, М.Д. Немова и вышивальщица Т.М. Шульпина. Коллектив организации быстро рос и в 1989 г. мстёрские художники были объединены в секцию декоративно-прикладного искусства. По сути, именно с этого времени ведётся отсчёт существования мстёрского отделения в рамках Союза художников. Хотя формально мстёрские художники вышли из Владимирского творческого союза, создав собственное отделение Союза художников России, лишь в 1991 г.
На сегодняшний день членами Мстёрского отделения ВТОО «Союз художников России» являются более 40 человек. С 2009 г. председателем Мстёрского отделения является Анатолий Якимочев, миниатюрист и иконописец. Произведения искусства мстёрских мастеров – иконопись, лаковая миниатюрная живопись, художественная вышивка – экспонируются на региональных, всероссийских и даже международных выставках и занимают призовые места. Филигранность письма и русский колорит в изделиях мстёрских мастеров восхищают весь мир.
Старые мастера мстёрского отделения ВТОО «Союз художников России» и творческая молодёжь, выпускники Мстёрского филиала «Высшей школы народных искусств», придерживаясь вековых традиций и в то же время, экспериментируя, развивают художественный промысел Мстёры, которая продолжает оставаться одним из крупнейших центров национальной культуры.