В Областной научной библиотеке пройдет вечер памяти Петра Дика «Поэт графики»

23 октября 2024 г.
В Областной научной библиотеке пройдет вечер памяти Петра Дика «Поэт графики»

24 октября 2024 г. в Областной научной библиотеке состоится вечер памяти народного художника России Петра Дика «Поэт графики» (начало в 18.00). Вечер организован в рамках Проекта по сохранению творческого наследия владимирских художников, инициированного Общественной комиссией Владимирского регионального отделения Общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» и научной библиотекой.

На вечере, проходящем в год 85-летия художника, своими воспоминаниями о коллеге и друге Петре Гергардовиче Дике поделятся Заслуженные художники РФ, члены Союза художников России живописец и педагог В.П. Севостьянов и график, педагог Ю.К. Ткачёв. Поэт, писатель, эссеист, член Союза писателей России Вячеслав Улитин расскажет о долгой и тёплой дружбе с художником, пронизанной взаимопониманием и восхищением. Пётр Дик своим взглядом на искусство оказал на него большое влияние. В. Улитин прочтет эссе из книги «Я плачу над бренностью мира», посвящённое графику, а также стихи, вдохновленные его личностью. Также среди выступающих на вечере: Д.А. Холин, председатель Владимирского отделения Союза художников России, А.Я. Паевская, Заслуженный работник культуры РФ, член Общественной комиссии по сохранению творческого наследия владимирских художников, А.И. Улитина, председатель городского клуба «Музы художников».

В рамках вечера будет работать выставка рисунков и эскизов П. Г. Дика из фонда редких книг областной научной библиотеки.

Вход на вечер памяти Петра Дика «Поэт графики» свободный!

Адрес: г. Владимир. ул. Дзержинского, д. 3.
Тел. +7 (4922) 32-52-88.

Источник информации: https://library.vladimir.ru/kraevedenie-2/vecher-pamyati-petra-dika-poet-grafiki.html

Ю. Ткачёв
Рассказ, прочитанный на вечере памяти Петра Дика 24.10.2024

Ощущения

Меня всё чаще стали звать на вечера памяти, от этого я всё острее начинаю ощущать свой возраст. Да, я застал те времена, когда жили и творили наши великие мастера: Юкин, Бритов, Кокурин, Французов, Дик… Да, что там говорить, – я встречал старых большевиков, которые видели Ленина, и от этого они ощущали себя причастными к великим свершениям.

Да, я видел Дика… Я даже ездил с ним в Германию. Это были 1990-е годы – годы перестройки. Не знаю, как я попал в эту компанию, но Дика немцы любили безмерно. Честно говоря, я только там узнал, что Петр Гергардович сам немец. Он так быстро сошелся с местными художниками, жил у одного из них в доме, и они понимали друг друга без переводчика. При этом нас – художников, так называемого, круга Французова, вроде бы русскоговорящих, он не понимал вообще. Он так и говорил: «Мне более близка и понятна пещерная живопись, нежели ваше творчество».

Петр Гергардович был человеком неразговорчивым. Хотя я знаю, что с поэтами он мог часами беседовать о поэзии и читал наизусть Мандельштама, с музыкантами рассуждал о музыке и рисовал Ростроповича и Рихтера. Наверно поэтому поэты теперь посвящают ему свои стихи. Да и название сегодняшнего вечера соответствует – «Поэт графики»…

Да, он действительно был поэт и рассказывать о его творчестве – это то же самое, что пересказывать своими словами содержание стихотворений того же Мандельштама.

На его картинах люди просто стоят, сидят, лежат, иногда куда-то медленно движутся. Они там не работают, не пашут, руками не машут. Впрочем, у них обычно и рук-то нет. Да и идут то они как-то без ног.

Без ног, а ощущение, что идут, есть. Да и люди-то чаще всего – не люди, а просто столбики с головами, а ты веришь, что это люди. И даже ощущаешь их настроение.

Тут действительно, как в поэзии – по форме всё совсем не так, как в жизни, а по ощущениям верим, что этот столбик с шапкой – человек.

Глядя на картину, понимаем, как долго этот человек чего-то ждет, или что чувствуют эти двое, прижавшись друг к другу. И мы невольно испытываем те же эмоции, что и эти люди-столбики.

В этом, наверно, и есть загадка Петра Дика.

Что касается самого Петра Гергардовича, то у меня не отложилось в памяти никаких историй, связанных с ним. Он так же, как персонажи его картин не размахивал руками, не кричал, громко не разговаривал. Поэтому его образ, как и его картины, запомнился не деталями и не событиями, а всё теми же ощущениями.

Он был человеком неразговорчивым, но при этом коммуникабельным. Спокойный, даже тихий, но уверенный в себе. Он не выглядел художником, но его любили эстеты.

Он был вообще не советским художником. Тогда на картинах отражалась судьба страны, художники воспевали труд рабочих, рисовали деревенских вдов, сильных мужиков и прочих советских граждан.

Дик не опускался до этого, он отсекал всё лишнее и рисовал космос. За это его и ценили братья-художники. Если какой-то начальник его не понимал – то, что ему до начальников, когда он рисует космос…

Рассказывая о Дике, обязательно делается акцент на его тяжелом детстве. И это конечно правильно, так как детские впечатления самые острые, именно тогда формируется мировоззрение и это обязательно отразится в творчестве.
К тому же, тяжелое детство закаляет характер.

Изучая биографии великих художников, создается ощущение, что наши художники вообще не выживают в тепле, сытости и прочих удобствах, им обязательно нужны страдания.

А другое ощущение подсказывает, что жизнь наша стала так хороша, что мастера такого уровня перестали у нас появляться.

Или тут что-то не так с ощущениями…

Вечер памяти народного художника России Петра Дика, 24 октября 2024 года

Комментарии