Открылась выставка работ участников XI пленэра «На Камешковской земле – малой родине Бориса Французова»

03 февраля 2024 г.
Открылась выставка работ участников XI пленэра «На Камешковской земле – малой родине Бориса Французова»

2 февраля 2024 года в Камешковском районном историко-краеведческом музее состоялось открытие выставки участников XI межрегионального пленэра «На Камешковской земле – малой родине Бориса Французова».

Пленэр проходит ежегодно с 2013 г. Все работы, выполненные в его рамках, демонстрируют вдохновение художников неброской красотой Камешковской земли, непосредственное ощущение Родины, ради которого приезжал сюда и Борис Французов.

Рассказ Юрия Константиновича Ткачева о пленэре

Душа праздника просит…

Так много у нас праздничных дней и так мало праздников…

А хочется такого праздника, чтоб не только удовольствие, а ещё и счастье…

Ну что такое, например, Новый год? Это бесконечные счастливые лица - в телевизоре, это нескончаемые фейерверки - за окном… а ты сидишь и из последних сил доедаешь «селёдку под шубой». Одним словом, Новый год, как, впрочем, и все другие государственные праздники – это принуждение к веселью.

А душа просит праздника сердечного, без принуждения. Впрочем, без принуждения, даже работа становится праздником.

Вот едем мы, например, на Камешковскую землю работать, а проживаем здесь десять дней, как долгожданный, счастливый праздник. Виктор Евгеньевич Калашников так и прозвал наш пленэр: «10 дней счастья».

А когда у человека столько счастья он обязательно хочет им поделиться.

Тем более нашему пленэру исполнилось 10 лет. Это конечно не 1000-летие Суздаля, но тоже юбилей. И желание отпраздновать его появилось у всех причастных.

Главной культурной программой нашего праздника, естественно, должна стать выставка. Для неё мы выбрали самый большой выставочный зал во Владимире. Под видом любителей современного искусства пробрались туда,  во время открытия выставки всемирно известного Олега Тыркина. Размотав пятиметровую рулетку, мы кружились с ней по залу прямо в разгар торжественной церемонии. Все, кто разбирается в современном искусстве, сразу поняли, что это перформанс и, забыв про Тыркина, наблюдали за нами, пытаясь разгадать глубокий смысл нашего действа. Мы же таким образом измерили длину и высоту стен.

Позже, анализируя замеры, мы поняли, что этот - хоть и самый большой зал - не вместит и десятой доли наработанного.

Чтобы отобрать нужное количество картин и не подраться при этом, мы сели, подумали.., выпили и решили переложить всю ответственность на куратора-Лену. Куратор тут же заставила работать нас самих. По её заданию мы неделю ползали по полу, выклеивая на бумаге виртуальную экспозицию.

Когда экспозиция была готова, все причастные опять собрались, посмотрели, сказали: «Хорошо!». Выпили. Праздник обещал быть грандиозным.

Все шло по заранее утверждённому плану. Определились день и час открытия. Была сделана афиша, разосланы приглашения.

Но в это время во Владимиро-Суздальском музее (это в их зале мы затеяли выставку) начались крупные перемены – сюда на работу, неожиданно, потянулись высококлассные специалисты из Москвы.

Отягощённые столичным опытом, они посмотрели на нашу виртуальную экспозицию и сказали: «Дрянь - эта ваша экспозиция. Мы сделаем вам такую выставку, что зритель не захочет уходить из зала… – только сейчас нам не до вас – подождите немного».

То есть, праздник откладывался на неопределённое время.

В назначенный ранее день, приглашённые потянулись на предполагаемое открытие. Из Питера приехала Наталия Пушнина. И всё бы ничего, но её начальники требовали отчёта о выставке. Нам поневоле пришлось имитировать праздник. Мы выпили для блеска глаз и сфотографировались на фоне Натальиной картины. Фото получилось довольно правдоподобно – все поверили. Наталья благополучно вернулась на работу.

А в это время главная музейная начальница увидела, что зал пустой. Вызвала высококлассных специалистов и спросила: «Почему зал пустой?».

А те, обладающие мировым опытом, замахнувшись здесь на культурную революцию, совершенно наивно рассчитывали и на столичный бюджет. Но здесь денег хватало лишь на верёвку. Поэтому они тут же смирились с нашим вариантом экспозиции и сказали: «Завтра выставка должна висеть».

Тут мы конечно пожалели, что выбрали самый большой зал, но, делать нечего, дружно навалились и управились в срок – повесили картины. Посмотрели на свою работу. Сказали: «Хорошо!». Выпили. Позвонили родственникам и знакомым, пригласили их тоже посмотреть выставку.
От них потом узнали, что не все смогли туда попасть, так как билеты можно купить только электронным способом.

- Вот это да!.. - сказали мы себе, – выходит - не обманули нас специалисты. Такие билеты пользуют в Третьяковке, чтобы зрители, в едином порыве к прекрасному, не ломали дверей.

«Хорошо!» - сказали мы. Выпили. И пошли глянуть на зрительский поток.

На снегу, который выпал накануне и лежал мягким белым ковром перед галереей, мы не нашли никаких следов, даже - дворника… В зале было темно и пусто.

Мы вначале взгрустнули. Потом выпили и сказали: «Хорошо!». Народная же мудрость гласит: «Счастье любит тишину». Ну и что нам ещё надо. Тихо же!
А удовольствие мы получили от процесса… Значит праздник удался.

Но в это время специалисты вспомнили, что у выставки не было презентации. До закрытия оставалось чуть больше недели... Взяв с собой родственников и знакомых, мы пошли на вернисаж.

Родственники посмотрели выставку. Выпили и сказали: «Ну и что? И чем это Камешковские кусты лучше, например, Собинских?».

И кругом загудело всё, заволновалось: «Рассказывайте, что там на самом деле происходит, и почему каждый год вы туда едете, а других не берёте. Многим же хочется - 10 дней счастья».

И так всем захотелось узнать правду, что тут же образовалась группа дознавателей, которая решила поехать в Камешково и на месте разобраться – чем же там намазано…

Когда Светлане Борисовне позвонили из Владимира и предупредили, что к ней собирается приехать делегация, которая своими глазами хочет увидеть те самые прелести Камешковской земли, которые так влекут художников, она немного растерялась: «Что же им показать в первую очередь. Может, будет достаточно входных дверей в музей – они многих впечатляют?»

На самом деле, мы и сами не можем толком объяснить, что нас сюда влечёт. Есть же что-то, что невозможно показать. Это что-то можно лишь почувствовать.

Вот поехали мы: например, на очередной, одиннадцатый пленэр в посёлок Краснознаменский. Подъехав к Дому культуры, видим, что на крыльце стоит много народу. Приглядевшись, поняли, что это всё – местное начальство.

«Не вовремя, похоже, приехали, – переглянулись мы – тут какое-то совещание идёт».

И, чтобы не мешать совещавшимся, попытались незаметно, ныряя мимо них, носить вещи – разгружать машину. И только увидев сдвинутые ряды кресел и накрытый праздничный стол, поняли, что это же они нас встречают.

И что важно… Мы же не проверяющие из Счётной палаты, и даже не пожарные. Значит, встречают нас от чистого сердца, то есть - без принуждения. После этого мы почувствовали невероятный подъем духа и поняли, что работать в пол силы, расслабляться мы уже не сможем.

А вечером, когда Юра-хлебопек провел для нас экскурсию по селу, и мы возвращались в свой уже Дом культуры, оттуда неслась задорная песня:

Ну зачем же ты приехал?
Постучался ко мне в дом.

Ну зачем же растревожил
Ты моё сердечко вновь?

Это пела та самая Юля, которая кормила нас здесь, 5 лет назад, холодной кашей, и каша эта из её рук согревала нас, в то жутко морозное лето.

Услышав песню, каждый из нас воспринял её в свой адрес, и наши сердца тоже растревожились, и нам стало хорошо здесь и спокойно.

Впереди нас ждали очередные 10 дней счастья. 

Ю. Ткачев

Открытие выставки участников XI межрегионального пленэра «На Камешковской земле – малой родине Бориса Французова» в Камешковском районном историко-краеведческом музее, 2 февраля 2024 года

Комментарии