Союз художников Владимирской области был создан 75 лет назад
В знаменательном 1945 году во Владимирской области появился свой Союз художников — аккурат после «1-й областной выставки советских художников и мастеров народных художественных ремесел». Именно тогда у нас объединили живопись и ремесла, включая даже обычную сортовую посуду из Гусь-Хрустального и работы учащихся. Профессиональных художников тогда было очень мало — от силы 10 человек на весь Владимир. Но художественные выставки с тех пор в регионе стали ежегодными.
Мстера и Федор Модоров
Известным очагом искусства Владимирской области была на тот момент Мстера в Вязниковском районе, откуда вышло много самобытных живописцев. Кстати, созданию областной организации Союза художников очень помог тот факт, что на самых высотах советского искусства — в Москве — был «наш человек из Мстеры», художник, педагог, ректор Московского художественного института имени Сурикова Федор Модоров. Он часто приезжал на малую родину и любил помогать коллегам-землякам.
«Семейственность» в хорошем смысле слова тоже пошла на пользу развитию Союза. Например, известный впоследствии владимирский художник-живописец Николай Модоров приходится Федору Модорову племянником по линии отца. А по матери племянником Федора Модорова был основатель Владимирской школы живописи Владимир Юкин.
Еще подростком, до войны, юный Юкин сопровождал Федора Модорова на пленэрах в окрестности Мстеры, носил за ним этюдник. А однажды без спросу стащил у именитого московского родственника тюбик с дефицитной краской. Как вспоминал сам Юкин, когда «кража» раскрылась, дядя не рассердился, а, наоборот, обрадовался такой страсти к занятиям искусством.
Первым председателем областного Союза художников был московский художник Анатолий Шепелюк, родственник одного из владимирских партийных боссов. Он тоже помог на старте. Но затем местное отделение возглавляли уже владимирцы.
Репрессированные
В 1945 году в художественной жизни Владимира играли большую роль невинно пострадавшие от репрессий художники из мегаполисов, жившие здесь как в ссылке. Например, из «ссыльных» была замечательная акварелистка Мария Мыслина, писавшая тематические акварели о событиях владимирской истории по заказу местного музея. В том числе она изобразила сбор народного ополчения в 1812 году и даже приезд Ленина на Владимирский вокзал в 1893 году.
Выдающийся питерский художник, реставратор и музейщик профессор Николай Сычев, экс-директор Русского музея, получил несколько лет лагерей за то, что пытался возражать распродаже произведений искусства за границу в обмен на валюту. Благодаря предписанию после лагерей жить во Владимире, профессор Сычев преподавал историю искусства в художественном ремесленном училище № 1 (ныне профлицей № 15), которое, кстати, тоже открылось в 1945-м. Из этого училища вышлj несколько именитых художников – Виктор Смирнов, Владислав Потехин, реставратор Николай Некрасов. Считается, что Сычев заложил основы художественной реставрации во Владимире.
Владимирская школа живописи
В момент создания Владимирского Союза художников его будущие «легенды» и «патриархи», а тогда еще молодые фронтовики Владимир Юкин и Ким Бритов находились в армии. Но когда вернулись, вошли в областной Союз художников. И словно в ответ на фронтовые тяготы и ужасы войны создали особый стиль владимирской живописи — с ярким колоритом, крупным мазком, в народных традициях.
Союз художников и деятели искусства вообще относились тогда к идеологическому сектору властного регулирования. Чиновники сверху ожидали, что художников должны прежде всего вдохновлять большие стройки социализма, люди труда и т.п. А владимирские художники Юкин, Бритов, Кокурин и их последователи охотнее изображали уголки родной провинции — городки, деревеньки, природу, храмы. Правда, во время официального атеизма художникам приходилось изображать храмы без крестов, чтобы купола как бы «упирались» в верхний край картины.
Первой презентацией владимирской живописи – Юкина, Бритова, Кокурина - в Москве стала первая выставка «Советская Россия» 1960 года. Работы владимирцев выделялись среди преобладавшего тогда мрачного стиля и почти фотографического, «лакированного» реализма. А в 1963 году владимирцы удивили Москву отдельной выставкой, встретив и жесткую критику, и отзывы в стиле «как обезьяна хвостом рисовала», «эти картинки взять бы и сжечь». Но они устояли под этим напором и в итоге добились признания.
В центральном Союзе художников в Москве существовал искусствоведческий отдел, где владимирскую область курировала Ольга Воронова. При ее поддержке в 1973 году из печати вышел этапный художественный альбом «Владимирские пейзажисты». Это был уже официальный апофеоз Владимирской школы живописи.
Заветный Худфонд
Чтобы вступить в Союз художников, существовал определенный протокол. Участия в областных выставках было мало. Нужно было еще участие в республиканских и союзных. Для этого надо было проходить выставочные комиссии по отбору на вернисажи. Но членство в Союзе художников давало возможность получать стабильный заработок, прежде всего, от Художественного фонда – специальной организации, через которую шли заказы на произведения искусства.
Например, строился новый ДК. Его надо было художественно украшать — росписями, картинами. Все это заказывалось по специальным сметам в Худфонде. При этом был справочник, где четко указывались цены на работы. Например, за настенную роспись с фигурой человека - одна цена, за изображение группы людей с архитектурным пейзажем – другая, за многофигурную композицию – третья. Художники эти расценки знали и понимали, сколько надо нарисовать, чтобы получить желаемую сумму.
Наиболее востребованные мастера, работавшие на Худфонд, могли получать до 500 рублей в месяц. При обычной зарплате служащего в 110-140 рублей это было очень хорошо. Так что каждый делал по линии Худфонда то, что у него лучше получалось. Например, Евгению Золотову особенно удавались портреты членов Политбюро ЦК КПСС.
С другой стороны, советский художник не мог просто продать картину, написанную в мастерской. Она становилась собственностью Худфонда. Если работу покупали, то деньги сначала поступали в контору Худфонда, которому доставался определенный процент.
У Худфонда были свои мастерские, свои дома творчества, академические или творческие дачи. Художники могли бесплатно проводить там лето, совершенствуя свое искусство под кураторством мэтров советской живописи. Считается, что именно на творческих дачах прошло становление Валерия Кокурина, Евгения и Владимира Телегиных и других.
Свой бренд
Интересно, что мэтры Владимирской живописи - Юкин, Бритов, Кокурин - не имели академического художественного образования. Только Юкин немного проучился в институте во Львове. Но, возможно, это было благо, потому что академизм не сковывал «творческий эксперимент».
Правда, все имеет свое начало, расцвет и завершение. По мнению искусствоведа Надежды Севастьяновой, владимирская живопись уже завершила взлет, начатый в 50-е годы. И этот финал обозначила кончина Валерия Кокурина в 2019 году, хотя последователи и подражатели этого стиля еще есть. Но за 75 лет так много создано и в графике, и в других стилях живописи, и в скульптуре, и в стекле... Так что у нас еще будут поводы вернуться к истории регионального отделения Союза художников.