Телегин Евгений Павлович

26.07.1937 – 14.04.1995
Живописец
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Телегин Евгений Павлович

О художнике

Родился в г. Электросталь Московской области.

Окончил:

  • Мстёрскую художественную школу промысловой кооперации (1956)

Член Союза художников СССР (1976)

Заслуженный художник РСФСР (1995)

Из каталога 1987 г.

Евгения Телегина знают не только владимирцы. Его полотна экспонировались на больших зональных, всероссийских, всесоюзных выставках, в Чехословакии. Любимый жанр живописца — пейзаж. Ему он посвятил все свое творчество.

Как живописец Евгений Телегин сформировался на творческой даче «Академическая», куда ездил постоянно, начиная с семидесятых годов. На дачу съезжались мастера кисти всей России и среди них Ю. Тулин, Ф. Глебов, Н. Новиков, к замечаниям которых Телегин прислушивался особенно внимательно. Художники обсуждали задачи творчества, мастерства пейзажиста.

Особенно остро поколение семидесятых годов восприняло проблему сохранения окружающей среды. На утрату гармонии в отношениях человека с природой пейзажисты ответили интересом к «чистой ноте» природы, ее первозданной, нетронутой красоте: полям, лесам, глубокому небу и деревенским привольям. Наиболее ярко такое толкование пейзажа воплотилось в полотнах московских живописцев Е. Зверькова и В. Сидорова. К такому же пониманию природы России пришел и владимирский пейзажист Евгений Телегин.

Ему, как и многим, стремящимся к «чистой ноте пейзажа», природа России представляется прекрасной уже сама по себе. Поэтому, как убежден Евгений, интерпретация ее образа не нуждается в идеализации, аффектации или каком-либо другом подчеркнуто субъективном подходе. Такая позиция пейзажиста особенно явна в пейзажах восьмидесятых годов.

В живописном решении Телегин отталкивается от строго натуральных наблюдений. Прежде чем взяться за картину, мотив ее он должен «выходить» на этюдах, зимой — по морозцу, весной — по талой воде, чтобы почувствовать его даже физически и передать зрителю ощущение вполне конкретного состояния.

Природа, воссозданная на холстах, тождественна реальной. Воспринимается даль полей и высота небес; не выписывая деталей, не добиваясь иллюзорной материальности, живописец цветом и тоном убедительно передает холод осенней воды, тепло весеннего снега.

Образный строй пейзажей Евгения Телегина всегда сдержан, им чужда бьющая через край эмоциональность. Подобно мастеровому он «складывает» картину из самого необходимого. Для полотен художника характерны спокойные композиции, неторопливые ритмы.

На опыте «владимирских пейзажистов» Телегин очистил палитру от темных, мрачных красок. Однако декоративность, присущая живописи «владимирских пейзажистов», идущая от традиции народного искусства и иконописи, в его представлении, совсем не обязательно должна переходить по наследству. «Пейзаж как владимирское направление,— считает он,— развивался и будет развиваться. Наше поколение должно взять все отличное от него: чистоту цвета, цветоносность, но добавить свои переживания, свое настроение, свои сомнения. Это будет другой пейзаж, но корни те же: ведь и Андрей Рублев не такой уж ясный».

Росписи Андрея Рублева и Даниила Черного, царских изографов XVII века, украшающие древние соборы Владимира, Евгений не просто знал, но длительное время изучал, когда занимался в училище, а потом работал реставратором. Их палитра в сравнении с иконописной не яркая, как бы вобравшая свет белого камня стен. Они были для Телегина такими же «корнями», как для старшего поколения народное искусство и иконопись. Через старые фрески художник приобщился к определенному восприятию цвета, живописной культуре. Полотна Телегина сохраняют цветоносность и чистоту цвета, но звучание красок, объединенных в спокойной серебристой гамме, становится все более мягким, негромким.

Главное средство передачи настроения для Телегина—тон.

Тон — музыка его пейзажей, то грустная, то радостная. Цвет и тон определяют поэтический настрой его образов. Что бы не изображал художник, в его пейзажах всегда ощутима внутренняя ясность, устойчивость: он как бы подводит нас к поэтическому созерцанию природы.

За последние годы не наблюдается глубоких изменений или ярко выраженной эволюции живописного мышления художника. Его поиски не новые повороты, а расширение и углубление уже найденных художественных принципов. На выставке можно заметить родственность ряда близких друг другу пейзажей. Это работы, связанные между собой общностью тех задач и идей, решением которых он поглощен в настоящее время.

Телегин живет и работает на Владимирской земле. И хотя внешне его пейзажи не похожи на живопись, которую принято называть «владимирской школой», и живописцы, и графики считают его «своим». Как и все владимирские художники, он любит родную землю, хранит в памяти ее древнюю культуру. Мир лучших полотен Евгения Телегина наполнен светом, живым теплом человечности.

Л. Такташова