Шамаев Виктор Иванович

04.04.1929 - 03.05.2021
График
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Шамаев Виктор Иванович

О художнике

Родился 4 апреля 1929 г. в д. Михейково Юрьев-Польского района Владимирской области.

Окончил:

  • Рижское художественное училище (1949)
  • Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И. Мухиной (1958)

Член Союза художников России (1991)

Заслуженный работник культуры РФ (2000)

  • Серебряная медаль «ДУХОВНОСТЬ. ТРАДИЦИИ. МАСТЕРСТВО» ВТОО «Союз художников России»  (2014)
  • Почетная грамота Законодательного Собрания (2019)
  • Знак великого князя Андрея Боголюбского (2019)
  • Благодарность ОНФ за участие в акции «Художники-медикам» (2020)

Пленэр длиною в жизнь

Особая манера письма, свой художественный почерк, делающие узнаваемость авторства даже не видя автограф на картине - всё это, безусловно, можно отнести к работам Виктора Шамаева. Что же было причиной формирования такой индивидуальности, в чем истоки сюжетов его картин, как складывалась их цветовая палитра? Вот ответы на эти вопросы.

Склонность к рисованию Виктор проявил в раннем возрасте, учась в Кольчугинской 2-й школе. Как вспоминал сам Виктор, преподаватель рисования, Юрий Иванович Кукин, закончивший Ивановское художественное училище, неоднократно говорил ему: "Ты уже рисуешь лучше меня. Твоё призвание - художник. Учись."

В 1946 году Виктор поступает в рижское архитектурно-строительное училище, где изучает основы академического рисунка, живописи и композиции. Близость к Европе определила именно европейский уровень преподавания художественных дисциплин в послевоенной Латвии. В основе лежали незыблемые каноны реализма. Студенческие работы того времени показывают, насколько профессионально уже тогда Виктор освоил приемы и навыки реалистичного отражения действительности. Преподаватели настоятельно рекомендовали ему поступать в художественный ВУЗ. Полученные базовые знания классического искусства позволили Виктору в 1950 году выдержать серьезный конкурс при поступлении в ЛВХПУ имени В.И. Мухиной - легендарную кузницу художников с мировыми именами.

На факультете монументально-декоративной живописи Виктор проучился 8 лет. Академическая школа преподавания, многочасовые занятия на натурных постановках, бесконечные пленэры и самые высокие требования к учащимся окончательно сформировали художника-реалиста. Особо следует отметить ленинградские студенческие работы Виктора, посвященные героике будней социалистического строительства. Великие стройки, ударный труд на благо Родины, коммунистическая идеология требовали изображения улыбающихся могучих мужчин, не менее сильных женщин, увлекающих за собой в светлые социалистические дали. Лица вождей величиной с многоэтажки, призывная плакатность фресок и мозаичных панно с их обобщением деталей, широкий мазок - все эти каноны соцреализма Виктор блестяще реализует как в эскизах, так и в интерьерах и экстерьерах Ленинграда.

Именно этот багаж навыков и знаний находит воплощение в творческих работах Виктора. Обобщение цветовых и тональных отношений, та самая " мухинская" монументальность, лишённая отвлекающих от сути деталей - вот основа многих картин Виктора Шамаева. Уже в ранних акварельных работах явно прослеживается пастозность и широта мазка, взятая из масляных техник. Художник стремится с первых прикосновений к бумаге сразу широко "взять отношения", т.е. силой цвета определить единство и одновременно непохожесть стихий - неба, воды и земли. И уже потом, сверху этих цветовых прокладок появляются детали.

В пейзажных работах 50-60-х годов прослеживается влияние любимого художника - Левитана. Манера и техника небольших масляных этюдов - это лиризм композиции, выверенная с натурой цветовая гамма. Панорамность обобщающих мазков, дополнена мельчайшими деталями, прописанными легко и виртуозно. В карандашных рисунках того периода заметна "поленовская и шишкинская" проработка всего, что видел глаз художника. Тончайшие штрихи соседствуют с широкими, линия контуров легка и максимально точна. И везде - реализм, абсолютное уважение к традиционному подходу.

Автору этих строк неоднократно приходилось не только наблюдать, как творил художник, но и пытаться сделать копии с отдельных небольших его работ. Забегая вперёд скажу, что итог копирования был всегда один - похоже, но не более того. Любой зритель без труда определит, где картина Виктора Шамаева.

Во время создания акварелей его кисть, вначале щедро напоённая краской с палитры, сразу в нескольких местах практически одновременно касалась бумаги. То самым кончиком, то всей шириной, а по мере высыхания - "пя́точкой", уже с нажимом. Казалось бы, это - хаотичность, лишённая логики, внешний сумбур, но по мере создания акварели четко выстраивается плановость, и сразу на всей плоскости раскрываются отношения.

И огромную роль в такой технике играла абсолютная зрительная память Художника. За весь более чем 80-летний творческий путь Виктор Шамаев никогда не использовал технические устройства для перенесения изображения, ныне всё более прочно входящие в оборот даже известных мастеров. Он не раз говорил, что его мастерская - вся природа. Без преувеличения, сотни пеших километров по России, зарисовки, этюды, пленэры настолько прочно оставались в зрительной памяти, что ему не требовалось смотреть фото, и так рисовать, к примеру, деревья, что зритель безошибочно отличит дуб от сосны. Те крайне редкие фото, которые иногда ложились в основу картины, всегда находились вне поля зрения, где, копируя с максимальной точностью, глаз постоянно сравнивает снимок и наносимый рисунок.

Свобода от этих рамок позволила Виктору работать исключительно в своей манере.
Так сложилось, что акварель относят к графике . Глядя на акварели Шамаева, согласиться с этим сложно. "Масляные", пастозные, плотные мазки живут полноценной живописной жизнью в его картинах.

Создание художественных форм происходит на расстоянии вытянутой руки мастера, и только интуитивное чутьё и талант позволяют так организовать внешний цветовой хаос, что при отдалении зритель увидит и форму, и игру теней, и четкий рисунок - основу реализма.

Блестящую акварельную технику видно в работах Шамаева, сделанных по сырой бумаге. Непредсказуемость смешения и растекания цветов для художника непостижимым образом предсказуема и подконтрольна. Рассветы и закаты, дальние и ближние планы выстраиваются в яркие образы, где не видно резких цветовых границ.

Работая во владимирских производственных мастерских художественного фонда России, Виктор выполняет заказы по оформлению городского и сельского пространства Владимира и области. Множество мозаик, росписей, фресок, в производственных, общественных и культурных местах раскрывают Виктора как зрелого профессионала-монументалиста. И всегда он находит время для ставшей делом всей жизни - акварели.

Круглый год его можно было видеть в пеших путешествиях по близким и дальним окрестностям. В походах непременно сопровождали палатка, удочки, корзина для грибов, и обязательно - альбом для этюдов и зарисовок. Это был пленэр, который не прерывался никогда. Можно сказать, что с палитрой и кистями Виктор не расставался круглосуточно. Они были с ним на левом запястье 72 года. Татуировка, которую он сделал двадцатилетним юношей. Это была клятва верности Искусству, которой он остался верен до самых последних дней...

Герман Шамаев


Более 50-ти лет назад, в 1958 году, по окончании Ленинградского высшего художественно-промышленного  училища им. В.Мухиной, Виктор Шамаев приехал во Владимир –  один из старейших русских городов,  богатый древними живописными и архитектурными традициями. Здесь он быстро включился  в современную творческую жизнь, работал в мастерских Владимирского отделения Художественного фонда России.

Как монументалист,  Виктор Шамаев много сил отдал работе по украшению общественных зданий города Владимира.   Им оформлены Владимирский планетарий, Владимирский Государственный университет, где написаны портреты ученых, областная и  городская библиотеки,  цеха ВТЗ,  музыкальная школа №2 и многое другое. Кроме того, своими творческими работами Шамаев участвовал  в областных и российских художественных выставках. В разных техниках пробовал себя художник, но однажды он взял в руки акварель и так  покорен был ею, что больше не изменял никогда.

Акварельные краски есть,  наверное,  в каждом доме. Это на первый взгляд самый простой и доступный материал для творчества. Это так и не так. Акварель часто называют чувством, запечатленным в цвете,  настолько велик  ее   потенциал. Работа в технике акварели  невозможна без высокого профессионализма, подразумевает также артистизм и виртуозность мастера. Акварель своенравна, строптива и очень подвижна. Она дает возможность импровизировать, заставляет принимать мгновенные решения.  Результат труда в работе  акварелью виден не в отдаленной перспективе, а в этот же момент. Акварель неожиданна. Двух одинаковых акварелей быть не может.

В советское время акварель из камерного вошла в сферу большого искусства.  Проводились республиканские и всесоюзные выставки. Выросли размеры работ, на выставках можно было увидеть акварели, размером до двух метров, не потерявшие своих специфических, характерных для  нее свойств.

Не смотря на всю сложность и капризность акварели,   Виктор Шамаев достиг в этой технике  больших высот и по праву считается ведущим акварелистом Владимирского Союза художников. Подтверждением этому является неоднократное участие работ  мастера во  Всесоюзных выставках акварели (1984 и 1987 гг.) и Всероссийских выставках станковой графики в Москве (1986г., 1998г).

Художник с удовольствием делится секретами своего мастерства. К нему приходят учащиеся детских художественных школ, и он  прямо в выставочном зале проводит для детей мастер-классы, учит работать акварелью. И надо видеть, с каким восхищением следят дети за рукой художника, за точностью его движений. Они видят, как белая бумага сквозь краски отражает свет, и благодаря прозрачности   красочного слоя,  под рукой мастера появляется  нечто легкое,  звучное  и по-настоящему прекрасное –    акварельная живопись.

Как-то,  в частной беседе  Виктор Иванович рассказывал, что однажды, будучи в небольшом городке в Германии,  он проводил мастер-класс  акварельной живописи для немецких детей.  И дети и родители были потрясены возможностями акварели и техникой русского мастера. С улыбкой художник говорил, что после нескольких занятий,  на улицах его стали узнавать и обращаться не иначе, как  «маэстро».

Не смотря на возраст, Виктор Шамаев удивительно живой, подвижный человек, находящийся в постоянном движении.   Как и у всякого художника у него есть излюбленные мотивы, к которым он обращается постоянно.  Это  церковь Покрова на Нерли, прекрасная в любое время года,  это родные кольчугинские  проселки,  солоухинские  места.

Сердце художника болит за русскую деревню за запущенность ее храмов, за бедность ее деревень, за чистоту ее природы. Все это он знает не понаслышке, потому, что им исхожены,  наверное,  все владимирские дороги, увидены и запечатлены на картинах даже самые глубокие ее уголки.

За свою долгую жизнь художник исколесил много дорог. Он объездил Урал, Сибирь, путешествовал по Волге, бывал за границей. И отовсюду в виде путевых зарисовок он  привозил  живые акварели, полные чувств и эмоций.

Выставка, в настоящее время  развернутая в Доме офицеров это не только  царство акварели, это душа художника в красках.    Родная  природа — неиссякаемый источник вдохновения художника. Каждый пейзаж Виктора Шамаева,  независимо от того — маленький это этюд или законченный пейзаж-картина,  является воплощением его замыслов и переживаний, итогом длительного созерцания. Застывшие на холсте краски говорят нам о   чувствах художника, заставляют вместе с ним радоваться, волноваться, грустить. Они открывают для нас неповторимую прелесть родного пейзажа  и находят в самых обычных мотивах новое звучание.

Среди пейзажей на выставке показано и несколько натюрмортов. Чаще всего  это изображение букетов цветов и  даров природы. Это как бы часть пейзажа, перенесенная в мастерскую художника, которая напоминает и доносит до нас запахи лесных трав, полевых цветов или тонкое благоухание куста распустившейся сирени.

Виктор Шамаев - признанный мастер акварели,  работы которого отличаются  высокой культурой письма. Важное, присущее творчеству Шамаева качество - мажорная тональность. Он не приукрашивает действительность, но как-то так получается, в любом пейзаже  он  умеет видеть  и  показать красивую  душу природного мотива.

Художник не стоит на месте, всю свою жизнь он  совершенствуется,  работает над собой, и с определенностью можно сказать, что сегодня им  достигнут высокий профессиональный и творческий уровень. Сегодня художник достиг той степени мастерства, когда он, подчиняясь движению души,  с легкостью  воплощает свой  замысел. Его кисть на бумаге живет широко и свободно, художник работает,  прислушиваясь  лишь  к высокому полету своего  вдохновения.

Надежда Севастьянова, научный сотрудник ВСМЗ