Савельев Илья Моисеевич

Живописец
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Савельев Илья Моисеевич

О художнике

Родился 23 августа 1953 года в г. Куйбышеве.

Окончил:

  • Ивановское художественное училище (1978)

Член Союза художников России (2007)

  • Благодарность ВТОО «Союз художников России» (2020)

Костеревская линия  

Владимирский художник Илья Савельев открыл  первую большую персональную выставку своих произведений  в малом зале областного Центра изобразительного искусства.     В этом же здании, этажом ниже с середины января работает  выставка памяти Николая Владимирова – живописца, умершего летом 2004 года.

Эти две выставки, проходящие в одно время,  выглядят  не просто обычным совпадением, представляются  событием неординарным, дающим пищу для размышления, а также поводом вспомнить о таком понятии как человеческая судьба.

Дело в том, что эти  художники долгие годы были соседями и  работали бок о бок   в художественных мастерских на Никологалейской. Но главное – оба   являются учениками и  продолжателями особой  творческой  линии, начатой прекрасным костеревским  художником - пейзажистом  Александром Лукиным.

Живя в Костереве,  Александр Лукин с  удовольствием работал с подрастающим поколением - вел в Доме культуры    изостудию для мальчишек и девчонок. Человеческое обаяние, глубина и сила  таланта,  А. Лукина обладали большой притягательной силой. Влияние его  на молодежь было огромным.  Наверное  поэтому,  в небольшом городке появилась целая группа живописцев, объединенных общей, лукинской эстетикой, общим пониманием искусства, это В. Мелешенков, Н. Климов, Н. Владимиров,  И. Савельев.

По прошествии лет, сегодня совершенно определенно можно говорить о сформировавшейся благодаря Александру Лукину в 70-е годы  «костеревской  линии» во  владимирском искусстве.    Художники этой группы не просто пейзажисты- наблюдатели, желающие  изобразить характер природного мотива. Они,     со свойственной молодости  страстью и желали  сделать пейзаж отголоском состояния человеческой души,  в ее сложнейших градациях и оттенках.  Рождению каждого произведения этих художников  предшествует большая душевная работа,  из которой вырастает образ, исполненный  тонких  человеческих чувств.

Художник Илья Савельев является одним из представителей этой творческой группы. Он учился в Ивановском художественном училище, которое окончил  в 1978 году. Затем, в течение двух лет  он гостил  и работал летом в костеревской  мастерской Александра Лукина.  Видел,  как он   работает  от зари до зари,  как  требователен к себе - может заново переделать уже законченный холст.  

«Когда  спрашивают, кто мой учитель, я отвечаю – Лукин. Хотя он не учил меня в прямом смысле этого слова, но оказал такое сильное влияние, что я по праву считаю его своим учителем. Работал он самозабвенно, все время находясь в поиске, в стремлении глубже проникнуть в суть происходящего на холсте. Большая требовательность к себе, ответственность и безупречная честность перед самим собой  восхищала меня» – вспоминает Илья Савельев.

Впитав и переработав живописную  эстетику Лукина,  оперевшись на нее, Савельев вышел на самостоятельный творческий путь.    Живопись Ильи Савельева отличается деликатностью.  Она исключает пестроту, и строится на взаимодополнении сближенных красок. Цветовая палитра большинства его произведений построена на богатом сочетании природных  зеленых, коричневых, охристых,   глубоких красных оттенков.  Цельность  колорита натуральных  тонов придает его холстам особое живописное  благородство.

Сегодня Илья Савельев – самобытный   мастер,  обладающий индивидуальным творческим языком, разрабатывающий свои темы в искусстве. Мир образов этого художника полон интеллектуальной самоуглубленности, сокровенных движений души, светлых  озарений. Склонность к философским обобщениям, ассоциативному мышлению,  – вот  характерная  его особенность.

Главная тема произведений художника – русская провинция.  Образ провинциальной русской женщины, терпеливицы, почти святой, проходит через все его творчество.  Этот образ олицетворяет для художника чистоту, одухотворенность, смирение перед судьбой,   да пожалуй,   и саму русскую землю.

Ярким примером является работа «На родной земле», написанная в 1999 году.    В тематической канве этого произведения  художник  выводит женский  образ   на передний план,  намеренно увеличивая его,  приближая   к зрителю, тем самым,   показывая нам его значимость.    Женщина в картине Савельева    не идет по земле,  она парит над ней.  Художник  приподнимет ее над сиюминутностью, возвышает, потому, что для него она такая же святость,   как храм с колокольней, как прекрасный подлунный мир,  как  все,  что  создано светлой силой божьего творения.

Углубляясь во внутренний строй произведений Ильи Савельева,  зритель ощущает их живые токи, и постепенно ему открывается воплощенная художником с удивительным чувством меры, «сердечная мысль» о духовной жизни, о свете неба,  о единстве земного  и небесного в человеческой душе и в природе.

Полное погружение в искусство, зрелое художественное мышление,   характерные для этого художника позволяют говорить об Илье Савельеве как о сложившемся  мастере во Владимирской организации Союза художников России.

Н. Севастьянова, научный сотрудник ВСМЗ