Рыбаков Валерий Георгиевич
О художнике
Родился 18.12.1941 г. в г. Владимире.
Окончил:
- Владимирское художественно-ремесленное училище № 1 (1959)
- Ивановское художественное училище (1963)
Член Союза художников СССР (1968)
Валерий Георгиевич Рыбаков – владимирский художник-график, обладавший мощным талантом, рано проявивший себя в искусстве и оказавший серьезное влияние на развитие современной Владимирской графики. 18 декабря 2011 года Рыбакову исполнилось бы 70 лет. К сожалению, жизнь художника оборвалась на взлете, он умер в 1972 году, в возрасте 31 года.
Валерий Георгиевич Рыбаков родился 18 декабря 1941 в г. Владимире. Его отец – Георгий Васильевич был рабочим, мать Наталья Яковлевна – домохозяйкой. По окончании семилетки, в 1956г., Валерий поступил во Владимирское художественно-ремесленное училище №1 на отделение краснодеревцев, которое окончил в 1959г. В этом же году он поступил в Ивановское художественное училище, считавшееся после войны одним лучших художественных учебных заведений страны. Традиции его были заложены художниками, большинство из которых оказались в Иваново вследствие сталинских репрессий.
Из общего ряда студенческой молодежи Валерий Рыбаков выделялся талантом, работоспособностью. Даже в учебные постановки ему удавалось вносить элемент творческого поиска. Закончив училище за четыре года, вместо пяти, Валерий принимает решение – уехать на Дальний Восток.
Приморье встретило юношу шумом огромного океана, сила и величие которого потрясли его. Порт Владивостока никогда не засыпал, круглые сутки был слышен его гул: гудки кораблей, шум портовых кранов. Могучая природа рождала сильный эмоциональный отклик в душе молодого художника.
В декабре 1963г. Валерий Рыбаков начинает работать в творческих мастерских Приморского отделения Художественного фонда России, принимает решение участвовать в I Зональной художественной выставке «Советский Дальний Восток», которая состоится в 1964г.
Времени на написание тематического живописного произведения у Валерия нет, и он решает воплотить свои мысли в технически более доступном виде искусства – графике, создает три линогравюры, объединенные темой «Рыбаки Дальнего востока». Работы успешно проходят отбор и становятся участниками I Зональной художественной выставки в Хабаровске. По ее итогам Валерия Рыбакова принимают кандидатом в члены СХ СССР.
В приморье Рыбаков прожил недолго, чуть больше года. Не выдержав дальневосточной романтики, марте 1965 года Валерий возвращается во Владимир, поступает на работу в творческие мастерские Владимирского отделения Художественного фонда России. В свободное время он продолжает осваивать графику, его по-прежнему увлекает линогравюра, которой он начал заниматься еще во Владивостоке.
С 1966года он становится участником не только областных, но и зональных, республиканских, всесоюзных художественных выставок5. В 1968 году Рыбаков принят в члены СХ СССР.
Впечатления, привезенные молодым художником из Приморья получили продолжение в новых произведениях художника, вошедших в графическую серию «Рыбаки Дальнего Востока», выполненных во Владимире.
Первой работой на темы родной земли стала линогравюра «Суздальский мотив», в которой художник собрал воедино соборы, храмы, монастыри Владимира и Суздаля. «В этой работе я хотел найти линейный синтез всех знаменитых архитектурных памятников владимирщины» – говорил художник.
В середине 1960-х Рыбаков обращается к творчеству немецкого писателя-антифашиста Бертольда Брехта. Глубоко осмысливая не только авторский текст, но и время, на фоне которого развиваются события, Рыбаков создает серию гравюр по мотивам пьесы Брехта «Страх и нищета третьей империи». Листы этой серии не просто иллюстрации. Для художника это толчок к размышлениям на тему войны и мира, правды и лжи.
Чувствуя свое время, идя в ногу с ним, график воплощает здесь свои чувства в характерном для 1960-х годов суровом стиле, говорящим новым пластическим языком. «Формальные» поиски пространственной структуры нужны художнику не ради самого экспериментирования, а для того, чтобы очистить тему от всего - случайного и поднять ее до уровня символа.
Работы этой серии были показаны художником на ряде областных выставок, на зональной художественной выставке 1967 года, с которой 5 листов были закуплены Министерством культуры РСФСР. В этом же году они с большим успехом участвовали во Всесоюзной выставке эстампа в Москве. Часть этой выставки экспонировалась затем во Владимире, в том числе работа Валерия Рыбакова «Германия —1937 год».
Публицистическую линию в творчестве художника продолжают 4 листа выполненные по мотивам поэмы Владимира Маяковского «Война и мир». Гравюры этой серии рождаются непросто. Рисунок, который кладется художником в основу произведения, многократно перерабатывается, обобщается, уточняется, уходят детали, выявляется главное. Так рождается неповторимая техника художника, самобытный графический язык, подчеркнутая четкость и ритмичность композиционного построения. В работах серии «Война и мир» Рыбаков сумел создать портрет революционной эпохи. Ассоциативный строй их как поэтические строки с четким ритмом, с концентрацией содержания в единственно возможную графическую форму.
В целом - графика Рыбакова 1960-х годов тяготеет к обобщённым лаконичным формам, монументальной, пронизанной острыми ритмами композиции. Листы отличаются плакатной выразительностью, строятся на сопоставлении крупных, несколько сумрачных цветовых пятен. В эти годы владимирская графика только начинала свое формирование. В технике линогравюры пробовали свои силы Н.Баранов, В.Леонов, Б. Французов. Творчество Рыбакова на этом фоне выделялось своей зрелостью, четкой гражданской позицией, публицистическим мышлением, техническим совершенством, тематикой, отвечающей запросам нового дня.
В технике классического офорта выполнены два листа серии «Трудовые будни», из фондов музея-заповедника, работу над которыми художник начал на Судостроительном заводе в Гороховце осенью 1971 года. Офорты серии «Трудовые будни» – «Сборка баржи» и «Разговор» были показаны художником на Первой областной выставке графики в 1972 году.
1970-е годы – тяжелый период в жизни и творчестве художника. Он имел блестящее начало, головокружительный творческий взлет, всесоюзную известность. Затем наступает неудовлетворенность, ощущение кризиса.
В конце 1971 года Рыбаков лишен мастерской, уволен с работы в Художественном фонде, за попадание в вытрезвитель ему грозит исключение из Союза художников. Практически он загнан в угол. Нет работы – значит, не на что жить, нет мастерской – значит, нет возможности творчески работать. Нет творческих работ – нет участия в выставках, а следовательно – художник не может быть членом Союза.
В апреле-мае 1972 года Валерий работал на «Челюскинской», привез оттуда около десятка небольших офортов, часть которых была показана на Первой областной выставке графики. В начале июля несколько художников собирались поехать на рыбалку. Но компания распалась, у всех нашлись дела. Валерий поехал один. На берегу реки у него случился сердечный приступ, рядом никого не было и художник умер.
После смерти, в октябре 1972 года, в Доме офицеров состоялась посмертная выставка художника. Собранное в одном выставочном зале творческое наследие буквально поразило зрителей. На выставке было представлено около 70 работ. Затем выставка переехала в Москву, в редакцию журнала «Юность». Через полгода работы Рыбакова поступили в музей.
В жизни Валерия Рыбакова было не так много дат – от рождения до смерти прошло всего 30 лет. Но за столь короткое время раскрылся высокий творческий потенциал художника, его искусство стало ярким явлением в искусстве области заметным в искусстве Российской Федерации1960-1970-х годов. Творческое наследие, оставшееся после его смерти, говорит о В.Рыбакове как о состоявшемся художнике, имеющем яркую творческую индивидуальность, самобытную графическую технику, самостоятельный круг тем и сюжетов.
Коллекция произведений Рыбакова, хранящаяся в собрании ВСМЗ со всей полнотой раскрывает творчество этого оригинального и самобытного мастера, представляющего во владимирском искусстве графику 1960-1970-х годов.
Н. Севастьянова, научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника