Петров Александр Иванович

График
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Петров Александр Иванович

О художнике

Родился 11 апреля 1941 года в г. Наро-Фоминске Московской области.

Окончил:

  • Московское художественное училище памяти 1905 года (1968)

Член Союза художников России (1985)

  • Серебряная медаль «Духовность. Традиции. Мастерство» ВТОО «Союз художников России» (2012)
  • Лауреат областной премии в области культуры, искусства и литературы (2012)

Александр Иванович Петров -  владимирский художник, обладающий индивидуальным творческой лицом, яркой и самобытной стилистикой,   плодотворно работающий в целом ряде графических техник: карандаш, перо, акварель.  Но, более всего он любит цветные карандаши – прекрасный и редкий материал, который  выбирают сегодня очень немногие художники.    Живописные качества цветных карандашей  совершенно не уступают краскам. С их помощью можно добиться превосходных результатов. И работы Александра Петрова – этому яркое подтверждение.

Творческий кругозор   художника достаточно широк.  Ему интересны пейзажи,   в которых, восхищаясь природой родного края,  он стремится найти созвучие своим мыслям и настроениям.  При этом  художник  сохраняет тонкую техническую прелесть работ – нежное звучание в причудливом орнаменте цветных штрихов и легкой акварели.

Значимое место в  творчестве художника занимают натюрморты. Преимущественно это  цветы и плоды.   Они  стоят у открытого окна на фоне свежей зелени, или прямо в благоухающем саду, символизируя и олицетворяя собой мир земного  плодородия и богатства.  Натюрморты художника впечатляют легкостью и воздушностью. Это  объясняется своеобразием творческого метода, огромным опытом, виртуозным владением материалом.

Чрезвычайно интересны и  глубоки  натюрморты,  в которые помещены репродукции П. Пикассо, А.Модильяни, П.Филонова, П.Дика, В.Юкина, В.Дынникова, А.Лукина.  Вплетаясь в повествовательную канву, эти небольшие картинки приколоты к стене, лежат в открытых на столе альбомах. Они задают смысл произведению,  превращая обычную композицию в натюрморт-посвящение  автору, который дорог и близок  сердцу   художника.

И все же,  главными в творчестве А.Петрова  являются фантазийные композиционные произведения. В них уложена вся жизнь художника: генетическая память предков,  привязанность к родным местам,  почитание   семейного очага.  Это образный мир, построенный на  многослойных ассоциациях. Когда рассматриваешь эти работы,  на память  приходят слова Павла Филонова: «Глаз видящий» воспринимает лишь внешнюю форму, а «глаз знающий» - наполняет ее внутренним движением».

Мир фантазий художника населен дорогими и близкими ему людьми. В них неизменно присутствуют сестра художника, его родители, дед и бабушка. Живет в них и сам художник. Он -  лирический герой, от лица которого ведется личностное и теплое  повествование. Это переплетение жизненных ситуаций и  характеров людей,  размышление о судьбах поколений,  входящих   в контекст истории большой страны.

Произведения его обладают удивительными свойствами. В них входишь постепенно и  понимаешь, что художник обладает  стереоскопическим, разнофокусным зрением. Он смотрит на землю  с нескольких точек:  то сверху, с птичьего полета, то,  близко прильнув к ней. Рассматривая отдельные «клейма», делаешь маленькие открытия, будто бы читаешь новеллы, удивляешься и снова всматриваешься.

В общем,  листы воспринимаются цельно - в них прекрасно найдены тоновые отношения, выверены линии и формы. Каждая говорящая деталь на своем месте,  в согласии с  общей композицией.    Фантазийные композиции Александра Петрова это многогранный, гармоничный мир,  в котором заключена  поэтическая душа художника.

Уже более 40 лет  Александр Иванович Петров преподает изобразительное искусство в детской художественной школе Владимира. Он всегда с карандашом в руках - на занятиях,   на пленэрах рядом с детьми. Деликатность и  такт в общении с учениками, человеческая порядочность, влюбленность в свое дело – вот главные характеристики художника и педагога.

Говорят, что художник начинается тогда, когда дарованная ему искусством возможность самовыражения перестает быть целью, становясь средством общения личности с миром. Для Александра Петрова творчество -  единственно возможный образ жизни.  Это в характере  художника, в бесконечном творческом стремлении, которое не дает останавливаться, заставляет неустанно искать, находить и снова искать.

Н. Севастьянова