Морозов Андрей Васильевич

22.08.1901 - 18.05.1972
Живописец
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Морозов Андрей Васильевич

О художнике

Родился в с. Молотицы Муромского района Владимирской области.

Окончил:

  • Высшее начальное училище (1917)
  • Специальная художественная студия М. В. Леблана (1922)
  • Художественная студия Ф. И. Рерберга (1924)
  • Заочные курсы живописи рисования при центральном Доме народного творчества им. Н. А. Крупской (1938)

Учился у Академика живописи И.С. Куликова (1928)

Член Союза художников СССР (1934)

28 апреля 1917 года получает аттестат «с отличием» об окончании Муромского второго высшего начального училища. Занимался некоторое время в художественной студии И.С. Куликова у преподавателя Целебровского П.И. Постоянный участник муромских городских и владимирских областных выставок. Жил и работал в г. Муроме.

Из учеников академика Куликова значительными являются Морозов и Серов. Владимирцы много лет знакомятся с творческой эволюцией этих воспитанников Куликова.

Андрей Васильевич Морозов - человек подвига. Всю свою жизнь он ревностно изучает жанры изобразительного искусства. Некоторые его композиции, написанные масляными красками, получили в нашей стране большую популярность. Достаточно вспомнить такую картину как «Володя Ульянов слушает игру матери», которая была репродуцирована в 1939 году.

Многие картины Морозова приобретены музеями и просто любителями оригинальных подлинников.

Чудесная природа окружает село Молотицы бывшего Муромского уезда. Среди дубрав и лугов протекает серебристая речка Ушла.

Здесь, в 1901 году—в семье крестьянина—родился Андрей Васильевич Морозов. Впечатления детских лет художник выражает так: «Сергей Есенин в своих стихах очень близок мне... И хомуты, и щенки кудлатые — все это знакомо! Вот и кажется мне, что Константинове и Молотицы схожи между собой, «Задремали звезды золотые, задрожало зеркало затона...» Очень хорошо сказано».

Могучая русская природа навсегда покорила душу крестьянского сына. Отсюда и поэтический строй отдельных произведений Морозова, отсюда и частое этюдирование родных мест, связанных с детством.
Окончив начальную школу, Морозов начинает свое художественное образование. В формировании его мастерства значительную роль сыграл академик Куликов.

У него Морозов учился трудолюбию в изучении рисунка,у него постигал законы линейной и воздушной перспективы.

В 1921 году Андрей Васильевич был зачислен курсантом Военно-Политической школы. Одновременно посещал студии московских преподавателей Рерберга и Леблана.

В 1930 году Морозов, установив деловой контакт с Всесоюзным Домом народного творчества им. Крупской, заочно выполняет программные задания. Отсылаются наброски, натюрморты и эскизы. Создается и дипломная картина.

После долгого размышления Морозов останавливается на интересном сюжете. Он решил изобразить Володю Ульянова и его сестру Анну, которые внимательно слушают фортепьянную игру матери. Дипломная картина удалась.

Автор получил высокую оценку у знаменитых художников Лансере, Моравова и Сварога.

Поэтично решил Андрей Васильевич картину «Максим Горький у старого рыбака».

...Ночь. Силуэты ракит. Костер освещает знакомое и любимое лицо писателя-самородка. Он стоит у дерева. Горький слушает рассказ седого волгаря. О чем повествует рыбак? Возможно о горькой судьбе ватажника, тянувшего лямку от Астрахани и до Нижнего. А может быть старик говорит о легендах,, связанных с вольницей Степана Разина.

В годы Великой Отечественной войны Морозов занимается батальными картинами. Он создает ряд эскизов о героизме советских воинов, о жизни тружеников тыла.

Позже художник пишет эпический пейзаж «Трасса Куйбышев—Москва». На большом полотне изображается зимний сосновый бор. Розовые лучи солнца выхватывают из холодной синевы заиндевевшие деревья и тихие полянки. А мощные опоры несут по своим проводам электрическую энергию.

На выставках во Владимире и Муроме   экспонировались лирические пейзажи Андрея Васильевича.»  К числу лучших произведений Морозова надо причислить такие картины, как «Река Велетьма», «Сплав леса», «Вечер на Оке».

В. Фильберт