Маркеллов Владимир Иванович

07.07.1885 - 11.10.1976
Живописец
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Маркеллов Владимир Иванович

О художнике

Родился в г. Владимире.

Окончил:

  • Школу живописи Кардовского в г. Переславль-Залесский (1923)
  • Московский заочный экономический институт (1928)

Член Союза художников СССР (1945)

С юных лет в жизни Маркелова были две ипостаси - финансы и живопись. Учиться рисованию он начинал у владимирского художника Н.Н. Николаева. Далее продолжал заниматься в школе живописи в Переславле–Залесском, куда был направлен на работу в казначейство. Школа живописи находилась в ведении народного образования, организатором ее и руководителем была известная художница Ольга Делла-Вос-Кардовская (жена художника Д.Н.Кардовского). В.И. Маркеллов был художником-реалистом, изображал уголки природы и архитектурные памятники нашего края. Он умел выбрать интересные по композиции места.

Так рождалась Владимирская организация Союза художников

К завершению Отечественной войны в 1944 году, город Владимир приобрел статус областного центра. Появились новые учреждения со звучными названиями, такие как «Отдел по делам искусств», «Союз художников» и т.д.

Уставшие от войны люди стремились к деятельности и созиданию. К новой организации художников потянулись, как говорят, и стар, и млад. Большую помощь в создании её оказали местный и почитаемый художник Д. И. Рохлин, профессор-искусствовед Н. И. Сычев, театральный художник В. П. Гладышев, живописцы А. П. Калмыков, А. А. Лебедев, В. А. Фильберт и скульптор по дереву М. М. Сахаров. В начале осени 1944 года состоялось собрание, где решался вопрос о создании областной организации союза художников. Первый секретарь Обкома Г. Н. Пальцев привлек к помощи опытного организатора, известного московского художника А. П. Шепелюка. Летом 1945 года, открылся первый съезд: где утвердилась владимирская организация Союза художников в областном масштабе. На съезде присутствовали из московского союза художник Ф. А. Модоров м искусствовед М. И. Сокольников.  Председателем организации был выбран А. П. Шепелюк.

Итак, Владимирская организация Союза художников открылась. В нее вошли живописцы, графики, скульпторы и мастера прикладного искусства. Под опеку ее взяла отдел по делам искусств. Все складывалось хорошо, но помещения для художников не оказалось. Перед организацией встало много вопросов. Где хранить документы? Где собираться для осуждения плана работы? Где делать просмотр и отбор работ для выставок? Один из владимирских художников В. И. Маркеллов любезно и безвозмездно предложил свою квартиру для обсуждения творческих работ и временного хранения документов.

На перекрестке улиц Больших и Малых ременников, на берегу крутого оврага, где шла дорога к реке Лыбеди и далее в Стрелецкую улицу, стоял ничем не приметный деревянный домик. Украшал его лишь яблоневый сад. Именно там, в «Домике на горе» зарождалась владимирская организация Союза Художников. Теперь этого домика уже нет, Там проходит Октябрьский проспект. И вот по пятницам туда стекались художники, неся на суд коллег своих картины. Главной фигурой при просмотре работ и отборе их на первую областную выставку был крупный ученый-искусствовед, художник, реставратор и археолог Николай Петрович Сычев (1883-1964гг).

Н.П. Сычев попал во Владимир в 40-е годы после тюрьмы, лагерей и последующей ссылки. Его лишили возможности жить в столичных городах, но позволили обосноваться во Владимире.

Когда отбор картин происходил в нашей квартире, я с большим интересом слушала что говорил Н. П. Сычев и А. П. Шепелюк, а также рассматривала творческие работы художников.

Если говорить о творчестве председателя организации художников А. П. Шепелюка, то он, как говорил Н. П. Сычев, обладал мастерством, чувством формы и интересным колоритом, а также надо сказать, он был прекрасным портретистом. На меня произвел большое впечатление один из его натюрмортов, где так естественно была передана фактура ткани, что хотелось потрогать руками. Вспоминается раз брошенная вскользь Анатолием Павловичем фраза: «Надо писать так, чтобы поверхность картины была культурной». Из владимирских художников того времени хорошо помню Дмитрия Ивановича Рохлина, который был моим учителем рисования. Рохлин еще до образования союза принимал участие в выставках. Его работы имели успех у зрителя. Картины этого художника приобретены музеями нашей области, соседних областей. А.А. Лебедев увлекался световыми эффектами. Большой интерес представляли интерьеры театральных постановок В.П. Гладышева. В своих работах художник ярко отражал ту или иную эпоху.

Ф.Н. Захаров на первой областной выставке показал ряд этюдов с изображением архитектурных памятников. В его палитре преобладали бело-голубые тона. О своем отце В.И. Маркеллове могу рассказать более подробно. У него с юных лет в жизни были две параллели- финансы и живопись. Учиться рисованию он начинал у владимирского художника Н.Н. Николаева. Далее продолжал заниматься в школе живописи в Переславле – Залесском, бывшем во владимирской губернии, куда был направлен в казначейство. Школа живописи находилась в ведении народного образования, организатором ее и руководителем была известная художница О.Л. Делла-Вос-Кардовская (жена художника Д.Н.Кардовского)

В.И. Маркеллов был художником-реалистом, изображал уголки природы и архитектурные памятники нашего края. Он умел выбрать интересные по композиции места. Благодаря своим финансовым знаниям отец неоднократно исполнял обязанности ревизионной комиссии в Союзе художников. В то далекое время интерес представляли работы молодых художников Кима Бритова, Владислава Потехина. Оба они тогда писали в реалистической манере и считались подающими надежды. Из Ковровских художников припоминаю В.Л. Зевакина, П.Я.Куликова, С.М.Чеснокова. Прекрасные пейзажи С.М. Чеснокова приковывали внимание зрителей первой областной художественной выставки, открывшейся 25 мая 1945 года. Нельзя было не запомнить картины муромского художника Морозова. Андрей Васильевич отличался большой работоспособностью, и его произведения имели какой-то особенно законченный вид. Много его произведений я встречала в квартирах жителей нашего города. Он приезжал к нам вместе со своим юным сыном колей. Младший Морозов тоже участвовал  в первой областной художественной выставке. Н.П.Сычев предсказывал ему будущность, но к сожалению ранняя трагическая смерть не дала расцвести его таланту. Коля Морозов пошел писать  с натуры, началась гроза и лихая молния сразила юношу. С Морозовым к нам приезжал еще один художник- А.М.Каманин. Он был горьковчанином, находился на военной службе в муроме, и также принимал участие в выставке. О его чудесных пейзажах и ярких натюрмортах известный искусствовед  М.Сокольников  в 1962 году издал книгу. Несколько позже во Владимирское отделение с\х  из Мурома вступил В.В.Серов. Особенно ярко в его работах была отражена военная тематика.

Художники из Гуся-Хрустального тоже представляли свои работы. Среди них были П.И.Воронов и А.Долгодров. Пейзажи и Жанровые работы А.Долгодрова отличались свежестью красок.

Когда было выделено помещение для художников, Профессор Н.П.Сычев начал вести воскресную  художественную студию. Общение с человеком высокой культуры обогащало художников, особенно молодежь. С приобретением помещения для просмотра работ, выставком перестал происходить в нашем доме, но общение с художниками продолжалось. Бывали  у нас А.А.Лебедев, И.А.Гуськов, В.А.Фильберт. Дружил отец и с муромскими художниками А.В.Морозовым, В.В. Серовым. А уж с Николаем Петровичем Сычевым образовалась близкая дружба, продолжавшаяся до конца жизни.

Когда создались более или менее нормальные условия для молодой организации художников, А.П. Шепелюк вернулся в Москву. Место председателя на очень короткий срок занял москвич, скульптор Кравцов. Он проходил военную службу в пехотном училище. Деятельность союза художников постепенно расширилась. При нем появилось «Бюро творческих заказов» владимирского отделения художественного фонда СССР, и производственные мастерские. Заведующим производством был назначен художник – оформитель А.П.Гришин. Он же в 1953 году стал директором художественного фонда. А.П. Калмыкову, о котором речь шла выше, мы обязаны украшением площади Свободы (ныне Соборная площадь) в октябрьские и майские торжества. По его эскизам эту работу выполняли художники Гладышев и Либенсон. С каждым годом увеличиваются масштабы деятельности и веса союза художников. Он приобрел известность, в России и многих наших художников знают и за ее пределами.

Ушли из жизни те, кто творил в прошедшие далекие годы, поменялись названия улиц, засыпаны овраги, пригородные села и деревни вошли в черту города.  «Домика на горе», где рождалась  Владимирская организация Союза художников России, тоже уже нет. Там проходит октябрьский проспект. О том времени можно судить только по сохранившимся этюдам В.И. Маркеллова и Н.П. Сычева.

Елена Владимировна Кудрякова, дочь В.И. Маркеллова