Лобачёв Юрий Федорович

26.01.1941- 29.09.2015
Живописец
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Лобачёв Юрий Федорович

О художнике

Родился 26 января 1941 г. п. Петровский Гаврилов-Посадского района Ивановской области

Окончил:

  • Ивановское художественное училище (1964)

Член Союза художников России (1977)

Юрий Лобачев. Прелесть яркого мгновения.

Главная черта пейзажей  владимирской школы  это восприятие мира как праздника.     В основу свежей,  наполненной положительными эмоциями живописи владимирских художников  легли краски родной земли: цветовые и колористические аккорды иконного письма, церковного шитья, декоративные принципы  белокаменной резьбы древних  владимирских соборов.

Одним из  признанных мастеров владимирской живописной школы   является  художник Юрий Лобачев.    Он родился в поселке Петровский Ивановской области в 1941 году,  в простой рабочей семье, в 1964 году окончил Ивановское художественное училище.

С 1966 года  Лобачев живет  во Владимире. Он полюбил этот старинный город давно, еще в студенческие годы,  когда приезжал сюда на выходные к своим друзьям и однокашникам Валерию Рыбакову и Сергею Усику.

На Владимирском тракторном заводе, где Юрий Лобачев работал  оформителем, он познакомился с молодыми владимирскими художниками Евгением и Владимиром Телегиными,  Виталием Курановым, Виктором Шамаевым.  Вечерами все они посещали изостудию при Доме культуры  тракторного завода,  в которой преподавал замечательный владимирский живописец В.Я. Юкин.

Атмосфера искусства во Владимире тогда   была уникальной. Здесь царил дух поиска, большого эксперимента, творческой соревновательности.  Молодые художники,  рядом со старшим поколением,  воодушевленно занимались  созданием  новой живописи.  Юрий Лобачев быстро  вошел  в круг молодежи,  включившейся   в цветовые поиски и эксперименты.

Не имея творческой мастерской,  первые выставочные  работы художник  создал на заводе. Рядом со столом, где  писались лозунги и  социалистические обязательства,   стоял  холст, на котором рождались  творческие   произведения.   Именно сюда, в заводскую художественную мастерскую,  в 1969 году приходил для знакомства с  молодым художником В.Юкин.  Юрий Федорович и сейчас с благодарностью вспоминает внимание и  доброжелательность большого художника по отношению к его первым скромным  достижениям.

1970-е годы для художника были  временем  напряженной работы.  Ему хочется  много сделать, познать, постичь.   В эти годы Ю.Лобачев активно  ведет поиски своего творческого лица.  В 1977 году Ю.Лобачев становится  членом Союза художников России.

Cегодня Юрий Лобачев это сложившийся серьезный мастер, своим творчеством принадлежащий к широко известной владимирской живописной школе. Он вдохновенно  работает как над  камерными работами, полными тонких душевных переживаний, так и над  масштабными панорамными полотнами,  раскрывающими широту и простор родной земли.   Каждая картина  Ю.Лобачева  проникнута свежим чувством, изумляет  новизной взгляда на мир. Как чудо воспринимает художник деревенскую улицу, озаренную последними  лучами заходящего солнца или  первый снег, лежащий пушистыми шапками на кронах деревьев.

Излюбленным  мотивом живописца является   зимний  морозный день, синь его сумерек,  белые дымы из труб,    маленькие теплые огоньки в  окнах деревенских домов.    Работы Лобачева захватывают зрителя, притягивают, имеют  длительное эмоциональное воздействие, оставляют заметный след в душе. Умение передать зыбкую прелесть яркого мгновения – вот то, что отличает творчество этого тонкого мастера. Художника  в изображении природы влечет ее "пиковое" состояние: бордовый  закат,  яркий весенний день, звучная осень, когда багряным цветом  окрашены   кусты и деревья.

Пейзажи Лобачева неразделимы с жизнью людей, приметы жилого в них мы встречаем повсюду.  Главный мотив в творчестве художника – русская провинция. Все ему кажется в ней значительным и заслуживающем внимания. Провинциальные пейзажи Лобачева трогательны, уютны, полны душевной теплоты.  Жизнь районной   России с любовно подмеченными  подробностями  ее незамысловатого быта,  простыми людьми – важная  тема творчества мастера.

Главными героинями большинства полотен  Лобачева являются пожилые русские женщины, без преувеличения ставшие сегодня хранительницами   народной нравственности, векового уклада и традиций  русской жизни. Образ простой труженицы, одинокой сельской старушки, на которой держится наша земля,  художнику удается возвысить, сделать по-настоящему благородным.

Процесс создания произведения у каждого художника индивидуален. Путь от идеи  до  завершения работы у Юрия Лобачева достаточно долог. Его живопись «многодельна» –  от первой, предварительной  цветовой раскладки до законченного произведения   проходит много времени.      В процессе работы над картиной,  ее живописный рельеф постепенно увеличивается –  происходит многократное  наслоение одного красочного слоя на другой.  Часто,  неудовлетворенный своей работой,  художник убирает  готовый фрагмент картины, пишет его заново. Так, постепенно накапливаясь,  красочные пласты образуют  рельеф, краски которого просвечивая изнутри обогащают  живопись.

Письмо по фактурному грунту, пастозность,  высокий  рельеф,     лаконичность живописного повествования, точный  отбор деталей  ради главного – создания цельного образа – вот что   является   характерными особенностями живописного почерка Ю. Лобачева.

Юрий Лобачев -  плоть от плоти «владимирской пейзажной школы». Смысл творчества этого художника в жизнеутверждении, и его холсты тому свидетельство. Они пробуждают добрые и ясные чувства. В этом и есть сила живописца, одного из талантливых и самобытных представителей школы владимирской живописи, творческого направления, давно и заслуженно вошедшего в сокровищницу  современного русского искусства.

Н. Севастьянова, научный сотрудник ВСМЗ