Кувин Анатолий Иванович
О художнике
Родился 29 ноября 1931г. в д. Молитеево Собинского района Владимирской области.
Окончил:
- Ивановское художественное училище (1951)
- Московский государственный ордена Трудового Красного Знамени художественный институт им. В.И. Сурикова (1957)
Член Союза художников России (1977)
Заслуженный художник РФ (2013)
- Лауреат областной премии в области культуры, искусства и литературы (2011)
- Благодарность ВТОО «Союз художников России» (2021)
Отрывки из книги "Кувин А.И."
В 1938 году мы переехали во Владимир. Случилось это потому, что наша большая семья лишилась всех средств производства. Лошадь, корову, любимый отцовский тарантас, весь сельхозинвентарь забрали на колхозный двор. В нашей семье было шесть братьев и три сестры. Я самый младший. Старшие разъехались по разным городам, а отец отправился в Москву работать плотником.
Владимир конца 1930-х – начала 1940-х годов был тихим провинциальным городом, входящим в состав Ивановской области, с населением около 60 тысяч человек. Утопавший в вишневых и яблоневых садах, он отличался неспешным образом жизни, провинциальным уютом, горожане хорошо знали друг друга. Многие занимались огородничеством, держали скотину. Анатолий Иванович вспоминал, что их дом стоял на окраине в окружении бесконечных пустырей, полуразрушенных заборов, диких зарослей малины и крапивы.
Детство Анатолия Кувина пришлось на военные годы. Несмотря на трудности, мальчик учился с удовольствием. Из всех школьных предметов ему особенно нравилось рисование. Его вел Алексей Андреевич Лебедев, за длинные прямые волосы и внешнюю схожесть с писателем прозванный «Гоголем». Мальчишки смотрели на него с восхищением, потому, что он был настоящим художником: на холсте писал пейзажи, которые участвовали в областных выставках. Толя помнит, что однажды был у Лебедева дома, смотрел картины, которые учитель ставил на необыкновенно красивый деревянный резной мольберт.
В 1941году школы Владимира стали закрывать под госпитали, учащихся часто переводили из одного здания в другое, и класс Толи Кувина оказался в помещении Дома пионеров. Даже в войну для детворы здесь работали кружки, среди них – кружок рисования, который мальчик посещал с большой охотой, вплоть до окончания семилетки.
Закончив училище с отличием, в 1951 году Анатолий поступает в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова. Пять лет учебы рядом с талантливыми сверстниками стали хорошей школой. Это было непростое время. В искусстве доминировали парадные портреты и огромные жанровые полотна, творимые коллективно-бригадным методом.
Анатолий Кувин вспоминает: «Рисунок в институте нам преподавали Г.Б.Смирнов и М.Н.Алексич. Я не мог понять рассуждений ни того, ни другого. Преподаватели говорили, что не делают из нас художников, а «поднимают нам потолок». Но «потолок» все же давил.
Закончив институт, молодой художник вернулся в родной город. Он еще не представлял, чем будет заниматься.
Жанровые полотна в советское время часто являлись социальным заказом и писались в мастерских Художественного фонда, где с 1957 года работал Анатолий Иванович. Фонд был частью структуры Союза художников СССР, имел собственные комбинаты, художественно-производственные мастерские, салоны-магазины. Через творческие предприятия фонда проходило множество художественных работ, начиная от произведений живописи, графики, скульптуры, оформления выставок, общественных зданий, заканчивая шрифтовыми плакатами и декоративными панно. На каждый вид работ существовали четкие расценки. По завершении работы их качество оценивалось художественным советом.
Работа в мастерских Художественного фонда давала заработок, но не всегда приносила удовлетворение. Чем только ни приходилось заниматься художникам! Анатолию Кувину как выпускнику Академии художеств много приходилось писать форматных жанровых и тематических картин по заказам разных организаций: заводов, фабрик, совхозов.
Севастьянова Н.И., научный сотрудник Владимиро-Суздальского музея-заповедника