Курилов Адольф Степанович

Художник декоративно-прикладного искусства (стекло)
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Курилов Адольф Степанович

О художнике

Родился 21 июля 1937 г. в г. Свердловске.

Окончила:

  • Свердловское художественное училище (1957)
  • Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) (1968)

Член Союза художников России (1969)

Народный художник РФ (2003)

  • Диплом Академии художества СССР (1979)
  • Медаль Российской академии художеств  достойному (2008)
  • Юбилейная медаль «70 лет Владимирской области»  (2014)
  • Золотая медаль «Духовность, традиции, мастерство» ВТОО "Союз Художников России" (2017)

С 1968 года - художник Гусевского хрустального завода. Работает в содружестве с мастерами экспериментального отдела завода над образцами промышленной продукции и уникальными произведениями. В своем творчестве долгие годы верен двум направлениям: первое - искусство гравировки и второе - пластика, скульптурные формы в стекле. Любимая техника декора - гравировка. В настоящее время является ведущим художником гравировки. Превосходный рисовальщик, создает смелые и красивые сюжетные композиции, органически увязанные с пейзажем. Произведения скульптурных форм всегда отмечены глубоким философским смыслом. Участник отечественных и зарубежных торгово-промышленных выставок.

Вдохновенное стекло

Стекло – необычайно красивый и загадочный материал. Оно способно передать  неповторимую  игру  света,  изумительные по глубине и нежности оттенки цвета,   оно может меняться от кристальной прозрачности  до абсолютной матовости.

Декоративные возможности стекла неисчерпаемы для творчества. Для него свойственны невесомость и чистота,  оно может повторить красоту акварельной живописности,  а может быть  глухим и тяжелым,  подобно камню.       В   руках  же истинного художника  оно обретает жизнь, начинает дышать, превращаясь в неповторимое произведение искусства.    К числу таких волшебников, дающих жизнь стеклу,  принадлежит Адольф  Степанович Курилов.

На Гусевской хрустальный завод он пришел в  1968 году,   после окончания Московского высшего художественно-промышленного училища. В эти годы небольшой заводской  коллектив художников стекла пополнился целой плеядой молодых талантливых специалистов, имена которых сегодня составляют гордость отечественного стеклоделия. Это В.С. Муратов, О.И. Козлова, В.В. Корнеев, С.П. Верин. В их числе был и Адольф Курилов. Долгие годы он работал на заводе, и его судьба, так же как судьба других заводских художников, была неразрывно связана с  производством.

В работе заводского художника прослеживаются три линии деятельности: производственная – когда художник работает на выпуск поточных  изделий; экспериментальная – она открывает новые приемы обработки  материала и толкает производство к совершенствованию; творческая, дающая художнику возможность самовыражения.

Первая же творческая работа Адольфа Курилова – ваза, посвященная юбилею Ленина,  стала победителем  Всесоюзного конкурса 1968 года на лучшее изделия из стекла и хрусталя.  В первой же работе молодой художник  смог проявить себя как индивидуальность.  Стилистически это произведение   обращено к истокам агитационного фарфора 1920 годов.  В  стекле до этого практически ничего подобного не было.

У каждого художника есть любимый прием обработки стекла. У  Курилова это гравировка, в 70-80 годы она составляет  главное направление его творчества. Художник   стремится к глубокой, объемной гравировке, передающей и фактуру материала, и скульптурность декора.    Будучи мастером композиции,  в совершенстве владея техникой рисунка на стекле, гравировкой художнику прекрасно удается  передать пластику человеческого тела, жестов,  стремительность и силу движения.

Абрис мускулистых борцов, бегунов, стрелков, гравированных  на кубках Курилова для победителей Олимпиады 1980года,  перекликается с силуэтами античной  вазописи и пронизан высокой  эстетикой эллинизма.

Другое направление в творчестве Адольфа Курилова - пластика.    Одно из первых пластических  произведений - композиция «Навстречу». В ней соединились пластические поиски художника и  гравировка.  Это авторское прочтение извечной темы человеческих взаимоотношений.   Две стоящие рядом вазы, два  объема, как две планеты – на одной – мужчина, на другой -  женщина. Они видят друг друга, желают  быть вместе, но возможно ли это?  Абрис  мужской и женской фигур эффектно подчеркнут прозрачностью материала.  Насыщенность цветовых оттенков в стекле  придает пластике эмоциональную выразительность.

Пластика Курилова всегда несет в себе глубокий смысл. Одно из самых впечатляющих произведений чисто - ассоциативной  пластики называется   «Виражи». Работа заставляет задуматься о крутых поворотах человеческой судьбы,  иллюстрирует изменчивость нашей  жизни.

Произведения Курилова объединяет одна общая черта – эмоциональность и выразительность.  Гуманистическое и позитивное начало   заложено в творческой индивидуальности художника, оно неотделимо от его мировосприятия. Умение находить для любых тем и сюжетов человечную точку зрения составляет сущность  работ художника.

Красота тела, любование его изящными линиями,  чувственность.

В одном из интервью Адольф Степанович говорил:  «Чем богаче внутренний мир художника, тем выше его творческий потенциал. Один из нас увидит в капельке воды сок жизни, другой — отражение солнца, а третий — то, чем утоляют жажду.

Что касается меня, я стараюсь, как можно меньше баловаться со стеклом в поисках технологических вариаций и как можно больше насыщать его смыслом, чтобы технология шла на пользу  раскрытию этого смысла.   Неважно, что это будет — гравировка, алмазная грань или стекло, вошедшее в архитектуру. Главное — не останавливаться. Кто остановился — тот отстал».

Н. Севастьянова

Телефон: 8 915 797-90-68 (мобильный)