Курилов Адольф Степанович
О художнике
Родился 21 июля 1937 г. в г. Свердловске.
Окончила:
- Свердловское художественное училище (1957)
- Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское) (1968)
Член Союза художников России (1969)
Народный художник РФ (2003)
- Диплом Академии художества СССР (1979)
- Медаль Российской академии художеств достойному (2008)
- Юбилейная медаль «70 лет Владимирской области» (2014)
- Золотая медаль «Духовность, традиции, мастерство» ВТОО "Союз Художников России" (2017)
- Почётный член Российской академии художеств (2022)
С 1968 года - художник Гусевского хрустального завода. Работает в содружестве с мастерами экспериментального отдела завода над образцами промышленной продукции и уникальными произведениями. В своем творчестве долгие годы верен двум направлениям: первое - искусство гравировки и второе - пластика, скульптурные формы в стекле. Любимая техника декора - гравировка. В настоящее время является ведущим художником гравировки. Превосходный рисовальщик, создает смелые и красивые сюжетные композиции, органически увязанные с пейзажем. Произведения скульптурных форм всегда отмечены глубоким философским смыслом. Участник отечественных и зарубежных торгово-промышленных выставок.
Вдохновенное стекло
Стекло – необычайно красивый и загадочный материал. Оно способно передать неповторимую игру света, изумительные по глубине и нежности оттенки цвета, оно может меняться от кристальной прозрачности до абсолютной матовости.
Декоративные возможности стекла неисчерпаемы для творчества. Для него свойственны невесомость и чистота, оно может повторить красоту акварельной живописности, а может быть глухим и тяжелым, подобно камню. В руках же истинного художника оно обретает жизнь, начинает дышать, превращаясь в неповторимое произведение искусства. К числу таких волшебников, дающих жизнь стеклу, принадлежит Адольф Степанович Курилов.
На Гусевской хрустальный завод он пришел в 1968 году, после окончания Московского высшего художественно-промышленного училища. В эти годы небольшой заводской коллектив художников стекла пополнился целой плеядой молодых талантливых специалистов, имена которых сегодня составляют гордость отечественного стеклоделия. Это В.С. Муратов, О.И. Козлова, В.В. Корнеев, С.П. Верин. В их числе был и Адольф Курилов. Долгие годы он работал на заводе, и его судьба, так же как судьба других заводских художников, была неразрывно связана с производством.
В работе заводского художника прослеживаются три линии деятельности: производственная – когда художник работает на выпуск поточных изделий; экспериментальная – она открывает новые приемы обработки материала и толкает производство к совершенствованию; творческая, дающая художнику возможность самовыражения.
Первая же творческая работа Адольфа Курилова – ваза, посвященная юбилею Ленина, стала победителем Всесоюзного конкурса 1968 года на лучшее изделия из стекла и хрусталя. В первой же работе молодой художник смог проявить себя как индивидуальность. Стилистически это произведение обращено к истокам агитационного фарфора 1920 годов. В стекле до этого практически ничего подобного не было.
У каждого художника есть любимый прием обработки стекла. У Курилова это гравировка, в 70-80 годы она составляет главное направление его творчества. Художник стремится к глубокой, объемной гравировке, передающей и фактуру материала, и скульптурность декора. Будучи мастером композиции, в совершенстве владея техникой рисунка на стекле, гравировкой художнику прекрасно удается передать пластику человеческого тела, жестов, стремительность и силу движения.
Абрис мускулистых борцов, бегунов, стрелков, гравированных на кубках Курилова для победителей Олимпиады 1980года, перекликается с силуэтами античной вазописи и пронизан высокой эстетикой эллинизма.
Другое направление в творчестве Адольфа Курилова - пластика. Одно из первых пластических произведений - композиция «Навстречу». В ней соединились пластические поиски художника и гравировка. Это авторское прочтение извечной темы человеческих взаимоотношений. Две стоящие рядом вазы, два объема, как две планеты – на одной – мужчина, на другой - женщина. Они видят друг друга, желают быть вместе, но возможно ли это? Абрис мужской и женской фигур эффектно подчеркнут прозрачностью материала. Насыщенность цветовых оттенков в стекле придает пластике эмоциональную выразительность.
Пластика Курилова всегда несет в себе глубокий смысл. Одно из самых впечатляющих произведений чисто - ассоциативной пластики называется «Виражи». Работа заставляет задуматься о крутых поворотах человеческой судьбы, иллюстрирует изменчивость нашей жизни.
Произведения Курилова объединяет одна общая черта – эмоциональность и выразительность. Гуманистическое и позитивное начало заложено в творческой индивидуальности художника, оно неотделимо от его мировосприятия. Умение находить для любых тем и сюжетов человечную точку зрения составляет сущность работ художника.
Красота тела, любование его изящными линиями, чувственность.
В одном из интервью Адольф Степанович говорил: «Чем богаче внутренний мир художника, тем выше его творческий потенциал. Один из нас увидит в капельке воды сок жизни, другой — отражение солнца, а третий — то, чем утоляют жажду.
Что касается меня, я стараюсь, как можно меньше баловаться со стеклом в поисках технологических вариаций и как можно больше насыщать его смыслом, чтобы технология шла на пользу раскрытию этого смысла. Неважно, что это будет — гравировка, алмазная грань или стекло, вошедшее в архитектуру. Главное — не останавливаться. Кто остановился — тот отстал».
Н. Севастьянова
Телефон: 8 915 797-90-68 (мобильный)