Калинин Владимир Дмитриевич

22.03.1924 – 06.09.2007
Живописец
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Калинин Владимир Дмитриевич

О художнике

Родился в г. Собинка Владимирской области.

Окончил:

  • Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. В.И Мухиной (1957)

Член Союза художников России (1967)

Участник Великой Отечественной войны

Работал в мягкой декоративной стилистике, близкой владимирской живописной школе. Особенностью творческого почерка этого мастера является утонченность найденных им цветовых аккордов. Основным живописным материалом Владимира Калинина являлась темпера, которой он был верен всю жизнь.

Из книги «Владимир Калинин»

После войны  Калинин поступил в Ленинградское Высшее художественно-промышленное училище им. В. И. Мухиной, на отделение текстиля. Человек по своей натуре любознательный, он осещал занятия не только на своем, но  и на других факультетах,  старался изучить  керамику, стекло, производство мебели.

После окончания института, в 1957г. Владимир Калинин возвращается на родину, имея желание применить на практике все лучшее, что он приобрел за годы учебы. Художник начинает работать на ткацкой фабрике «Авангард» в  Юрьеве-Польском,  Владимирской области. Здесь он занимается разработкой рисунков портьерных и обивочных тканей для  текстильной промышленности. Приходилось выполнять и особые  задания:  в 1958г. по его эскизу была  создана   праздничная  льняная скатерть,посвященная  850-летию города Владимира. Вспоминается, так же,  кропотливая  работа по воссозданию рисунков старинных гобеленов для  дворцовой мебели Петербурга. А в 1960г. образец ткани-шотландки «Шашечки»,  разработанный Владимиром Калининым, был отмечен Дипломом и премией  I Республиканской    художественной выставки «Советская Россия».

Переехав во Владимир в 1960 году, Калинин попадает в мощную  и очень непростую созидательную среду, начинает работать в мастерских Художественного  фонда.Все свободное от производства время, молодой художник посвящает творчеству – ныряет с головой в бурный водоворот  живописных поисков и  экспериментов.  И надо сказать,что это ему удается. В первый же годы творческие работы Калинина становятся участниками  областных художественных выставок. В  дальнейшем произведения живописца заметны на  республиканских и всесоюзных художественных выставках. В 1967г. Владимир Калинин становится членом  Союза художников СССР.

Варясь в  общем котле, как и многие другие художники, Владимир Калинин неизбежно  проходит  период прямого подражания известнейшим владимирским мастерам. Но, он длился недолго, художник быстро выходит на свою дорогу, начинает говорить своим голосом.

В 1960-е годы работам Калинина    присуща   простота и изящность,  являющаяся  общим стилистическим признаком искусства тех лет. Но, в то же время, в произведениях Калинина эта легкость граничит с некоторой графичностью и живописной жесткостью. Но он много и упорно работает.

Самобытная техника Владимира Калинина, основанная на свободно переработанной  трактовке мотива, на  многообразии колористических приемов  приносит в сообщество владимирских пейзажистов еще одного талантливого художника, обладающего  индивидуальным почерком.

Владимир Калинин много ездил по России. Был в Рязанской области – есенинских местах, писал этюды на просторах Волги, работал на Кавказе, в Карпатах, путешествовал по русскому Северу.

Поездка в группе владимирских художников на Север в 1972 году стала важной вехой  в творческой биографии Владимира Калинина,  неисчерпаемым источником вдохновения на долгие годы. Он вспоминал, что  до глубины души потрясенный самобытной красотой этих мест, уходя с этюдником рано утром,  трудился  «с большим интересом, напряженно,не замечая времени».

Еще целое десятилетие после этой поездки  северная тема не отпускала  его сознание. В  1980-е годы по мотивам  привезенных этюдов, он  написал несколько картин, посвященных жизни и быту  поморов.

Важной особенностью Владимира Калинина является бережное и внимательное отношение  к истории и  духовным ценностям прошлого. Как и большинство владимирских живописцев,  на протяжении многих десятилетий Калинин обращал свой взор к жизни периферии – небольших  среднерусских городков со старинным укладом, отстоявшимся народным бытом и характером, тех,в которых и сегодня царит, сохраненный веками, близкий к природе уклад   жизни.

Владимир Калинин чувствовал и видел  в этой жизни поэзию.Всей душой ощущая духовную чистоту русской провинции, художник желал донести до зрителя ее значимость,атриархальность, не склоняющуюся  перед временем, являющуюся нравственной основой народа. Он говорил: «С самого детства большое впечатление на меня  оказывала прекрасная среднерусская природа: великолепные морозные зимы, похожие на праздники, богатейшие ковры золотой осени, нежные краски весны.  Воспитывал меня,  так же,  уклад сельской жизни, который я наблюдал на родине, пропитанный высокой нравственностью и моралью христианства».   Старые города Владимирской области:  Суздаль, Мстера, Гороховец,  Собинка,  село Любец по Ковровом,  – вот те места,  где постоянно работал художник, где находил свое  вдохновение.

Особенностью таланта Владимира Калина является его способность к необыкновенно тонкой декоративной переработке природного мотива. У художника существует целая серия пейзажей, выполненных в этой утонченной стилистике.  В некоторых работах  это явственно настолько, что, кажется  еще чуть-чуть, и этюд станет похожим на кусочек  расписанной  вручную,  богатой шелковой ткани.

В 1970-1980-е годы  художник много бывает на природе, пишет «чистые пейзажи», полные неугасимого вдохновения,  тонких движений души, ердечного волнения.

В 1990-е годы работы  Владимира Калинина не  отличаются цветовой насыщенностью,  живопись их завораживает мягко, исподволь. Он относится к той редкой породе художников, кисть которых не робеет перед  зеленью – нежной весенней и яркой летней.  Он, как будто бы цитируетЙ. Хейзинга: «С наступлением мая не хочется видеть никаких иных цветов, кроме зеленого».В работах художника органично живут насыщенные травяные  тона, хром, изумрудная,  малахитовая зелень.И это, сложное для художественного восприятия  цветовое сочетание не  становится разрушительным, а работает на усиление художественного образа, которого удается достичь  художнику,  как в пленэрных работах,так и композициях, выполненных в мастерской.

Наиболее творчески активными и плодотворными в жизни Владимира Калинина были 1960-1980-е годы. Он был участником выставок в России,   в числе других владимирских художников –  во многих выставках за рубежом:  в Каннах (Франция, 1968г.), Токио, Осака (Япония, «Экспо-70»1970г.), Милане (Италия, 1974г.)    В 1974 и  1999 годах  в городе  Владимире прошли  персональные выставки художника.

Работы живописца хранятся  в собраниях  Владимиро-Суздальского музея-заповедника, Владимирского областного Центра изобразительного искусства,  в частных коллекциях России, Италии, Франции, Австрии, в собрании Лондонской Академии художеств.