Измайлов Орджоникидзе Георгиевич

20.10.1940 - 07.12.2016
Живописец
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Измайлов Орджоникидзе Георгиевич

О художнике

Родился 20 октября 1940 г. в ауле Кубачи Дагестанской АССР.

Окончил:

  • Абрамцевское художественно-промышленное училище (1965)

Член Союза художников России (1975) 

Орджоникидзе Измаилов  родился в 1940 году, в одном из крупнейших художественных центров Дагестана - селе Кубачи.  Оно со средних веков  славится своими мастерами, виртуозно обрабатывающими камень, кость,  металл.  Национальные ювелирные украшения,  оружие с гравировкой, филигранью, зернью, изготовленные в Кубачах  и сегодня известны далеко за пределами республики.

Почти все  мужчины  в роду Измаиловых занимались художественным ремеслом. И не смотря на то, что мальчику  в четыре года пришлось  покинуть родные места,  фамильная склонность к творчеству дала себя знать. Он начинает рисовать.   Это происходит  в интернате, куда он попал после гибели на фронте отца и смерти матери.

По окончании школы  Орджоникидзе поступает в Абрамцевское художественно-промышленное училище, готовящее художников-прикладников. По окончании его он живет в древнем Муроме и работает  в художественных мастерских по оформлению города. Работая в группе художников, он режет камень, делает чеканку, кладет мозаику, занимается монументальными росписями.   После  работы  молодой художник ходит на этюды, занимается живописью, начинает показывать свои работы на выставках, сначала в  Муроме, затем и во Владимире.

Во второй половине ушедшего столетия  определяющим в искусстве Владимирской области являлось цветовое  живописное направление, получившее название «Владимирский пейзаж».  Это яркое и самобытное явление  российской культуры.  В истоках его - богатейшие пласты  народного искусства в совокупности с пластической культурой  начала 20 века.

Эмоциональная сила владимирской живописи в период ее расцвета была так велика,  что к ведущим мастерам   присоединяется  целая плеяда молодых талантливых художников, покоренных силой и искренностью нового направления.   Каждый из них хочет попробовать себя в новом цветовом направлении. И преломив цвет через личное мироощущение, каждый художник создает неповторимый, свойственный только ему мир, расширив и обогатив своим искусством   владимирскую  палитру.

Первые работы О. Измаилова достаточно реалистичны. Но уже в конце 60-х кисть художника  становится раскрепощенной и легкой.  Он,  следуя принципам владимирской школы,  перерабатывает натуру,  доводя ее до уровня декоративности.

Но особенностью, характерной для  Измаилова нужно считать цвет. Его живопись с одной стороны упрощенно-декоративна, с другой  несет в себе приметы сурового стиля.

Живопись О.Измаилова   ближе всего из владимирцев к живописи А. Лукина.  В 1970-е он,  так же как и  Лукин основывает  свою палитру на  густых зеленых, темных красных,  коричневых, охристых и желтых цветах. Глубина и цельность колорита придает его холстам особое живописное благородство. Особенно это проявляется в сельском  пейзаже.

В городских пейзажах 70-х годов  свободное обращение  с формой и цветом, делает их похожими на легкие живописные экспромты. Они  интересно закомпонованы, красивы по цвету,  и  поэтичным языком   повествуют о будничной жизни советских людей.

Тяга к декоративности привела художника в начале 90-х к смелым живописным поискам на грани беспредметного  цветового пятна. Может быть,  первые пробы в этом направлении были сделаны еще в Муроме, когда художник жил и близко общался с Н. Абрамовым. Может быть,  постепенно пришел к этому сам…

В отвлеченные цветовые композиции О. Измаилова вплетены элементы пейзажа, портрета, в них могут быть закомпонованы фигуры людей, натюрморты.   Это красивые, точно выверенные по композиции, по цветовым интонациям живописные произведения. Они очень музыкальны.

В последний год художник много пишет. Пейзажи этого года  - новый виток  в  творческой  судьбе  мастера. Работы эти имеют особый почерк и выделяются на выставке своим удивительным позитивным настроем. Последние произведения О. Измаилова  - это живописный импрессионизм, это стихия цвета, в них виден  яркий темперамент личности  художника, его  восхищение миром, его большое  жизнелюбие.

Надежда  Севастьянова, научный сотрудник ВСМЗ