Чесноков Сергей Михайлович
О художнике
Родился в с. Холуй Южского района Ивановской области.
Окончил:
- Казанскую художественную школу (1914)
Член Союза художников СССР (1936)
- Награждён орденом Трудового Красного Знамени
Памяти старейшего художника
Сергей Михаилович Чесноков родился в 1890 г. в селе Холуй. Его отец Михаил Петрович Чесноков занимался крестьянством, а позже, изучив иконопись, стал сельским ремесленником.
В 1897г. Сережа пошел в школу, где изучал три предмета: арифметику, грамматику и закон божий. Всего мальчик проучился 7 лет. Холуй это один из центров российской иконописи, поэтому дальнейший путь мальчика был предопределен – он пошел учиться в мастерские Попечительства о русской иконописи. Обучение в мастерских продолжалось четыре года. Ученики там проходили курс академического рисунка, построения перспективы и рисования с натуры, курс иконописной техники. Затем каждый определялся в ученики к кому-то из мастеров.
«У ученика жизнь была нелегкой, – писал в своих воспоминаниях палехский художник Н.М. Зиновьев. – Метод обучения сохранился по старым обычаям: ученик прикреплялся к мастеру и по его указаниям, сперва копировал только образцы старинных прорисей, а потом допускался к копированию икон. Ученик должен был убирать помещение, колоть дрова и топить печи, растирать краски, всячески услуживать хозяину, вплоть до заготовки сена, работ в доме и по огороду, то есть, помимо обучения мастерству, выполнял обязанности слуги».
Сергей не стал иконописцем, в 1908 г. он поступает в Казанскую художественную школу. Это было серьезное учебное заведение, где преподавали ученики И. Репина – Николай Фешин и Павел Беньков. В 1914 г. Сергей Чесноков успешно заканчивает Казанскую художественную школу и тут же попадает солдатом на фронт первой мировой войны.
После революции 1917 г. молодой художник живет в Москве, где знакомится с выдающимися мастерами искусства начала века Павлом Кориным, Николаем Терпсихоровым, с Константином Юоном, который помогает ему вступить в Союз революционного изобразительного искусства.
В 1925 г. С. Чесноков получает приглашение на преподавательскую работу в Ковров. Едет туда с удовольствием, окунается в преподавание изобразительного искусства, ведет вечернюю художественную студию. Организовав вокруг себя молодежь, сам много занимается творчеством, начинает участвовать в областных художественных выставках.
Сохранились воспоминания скульптора М.М. Сахарова о первой его творческой работе, показанной на выставке в Иваново: «Это был акварельный портрет Пушкина, сидящего за столом. Образ поэта был полон вдохновения и духовной красоты. Все художники подолгу стояли перед портретом. Их интересовали прием, использованный художником, цвет и особенно – глубокое понимание формы».
Всю свою жизнь художник живет и работает в Коврове, воспитывая молодое поколение. В 1945 г. областной отдел по делам искусств заключил ряд творческих договоров. Из ковровских художников значительную материальную помощь получили Сергей Михайлович и П. Я. Куликов. Один разрабатывал историческую композицию «Слово о полку Игореве», другой – картину «Колхозные косари».
Картина «Слово о полку Игореве», созданная С. М. Чесноковым, получила в художественных кругах областного центра самую высокую оценку. Она была приобретена отделом по делам искусств и позже передана во Мстёрский художественный музей.
В июне 1946 г. в клубе металлистов открывается большая выставка работ ковровских художников. Посетители выставки с большим интересом знакомились с новыми произведениями Чеснокова. Особенно нравились ковровчанам акварельные портреты «Таня» и «М. М. Сахаров».
Ученицей Чеснокова была уроженка Коврова Клара Михаиловна Никитина – вдова писателя Сергея Никитина. Она вспоминает: «Это был удивительный человек. Он был так увлечен своим делом, и так умел передать нам это увлечение, что рисование и черчение было любимым предметом всей школьной детворы. Высокий, прямой, с красивой проседью в волосах, он держался просто, но с достоинством. Был аккуратен. Хотя кругом был голод и послевоенная разруха.
Мне запомнилось, как он дал нам задание – нарисовать вид из окна. Я взяла линейку и стала вычерчивать дом, что был напротив. Он подошел и сказал, что дом нарисованный по линейке будет безжизненным, а свободные движения моей руки сделают рисунок по-настоящему живым и интересным.
Особенно увлекательными были его занятия по истории искусства, на которых мы сидели, затаив дыхание. Как хороши были его рассказы о русских художниках! Он никогда не повышал голос, но на его уроках было слышно, как пролетает муха».
У Чеснокова учился и выдающийся владимирский художник-живописец Ким Бритов. Живя в Коврове в школьные годы, он посещал изостудию, где преподавал художник. В своей биографии Бритов писал: «Кто знал Сергея Михайловича, тот помнит, как красиво умел говорить этот тихий скромный человек о живописи, об искусстве. Мы как завороженные слушали его рассказы о великих художниках, об их самоотверженном труде, о жизни, отданной любимому делу. Уроки изобразительного искусства стали для меня любимыми. Я не пропускал ни одного занятия школьной изостудии, которую вел Чесноков».
Живя в Коврове, С.М. Чесноков написал серию пейзажей старого города, которые по сей день хранятся в фондах Ковровского краеведческого музея. Его картина «Слово о полку Игореве», написанная в 1945г., и получившая прекрасные отзывы на выставке, находится в фондах Мстёрского музея.
Им написаны портреты известных людей своего времени конструктора В.А. Дегтярева, председателя первого революционного комитета г. Коврова Н.С. Абельмана, старейшего скульптора М.М. Сахарова. Им написаны портреты старых большевиков и рабочих ковровских заводов.
В фондах Владимиро-Суздальского музея-заповедника хранится около двадцати работ живописи и графики этого замечательного художника и скромного человека, беззаветно преданного своему делу, внесшего заметный вклад в культуру нашей области.
Указом Президиума Верховного Совета СССР Сергей Михайлович Чесноков награжден орденом Трудового Красного Знамени. Это высокая оценка педагогической и общественной деятельности художника.
Н. Севастьянова, научный сотрудник ВСМЗ