Черноглазов Игорь Алексеевич
О художнике
Родился 29 мая 1961 г. в г. Ташкент Узбекской ССР.
Окончил:
- Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова (1980)
- Ташкентский театрально-художественный институт им. Н.А. Островского (1986)
Член Союза художников России (1990)
Заслуженный художник РФ (2008)
- Лауреат обл. премии в области культуры искусства и литературы (2001)
- Лауреат премии ФСБ России (2008)
- Золотая медаль «ДУХОВНОСТЬ. ТРАДИЦИИ. МАСТЕРСТВО» ВТОО «Союз художников России» (2012)
- Знак Почета "Признание и почет сочинцев" (2017)
- Памятный знак «850 лет городу Гороховец» (2018)
- Золотая медаль имени В. И. Сурикова ВТОО СХР (2021)
- Лауреат премии в области изобразительного искусства имени народного художника Российской Федерации В.Я. Юкина (2022)
Игорь Алексеевич Черноглазов – ведущий скульптор Владимирской области. Его интерес к скульптуре сформировался во время учебы в Республиканском художественном училище им. П.П. Бенькова в Ташкенте. Следующий этап - учеба на отделении скульптуры Ташкентского театрально-художественного института им. А.Н. Островского.Руководителем мастерской, где учился Черноглазов, был известный скульптор Туляган Таджиходжаев, который возглавляет сегодня скульптурную секцию СХ Узбекистана.
Наряду с учебой, профессионализм начинающего скульптора формировался на художественных выставках.Первый творческий успех, который окрылил художника, связан с анималистической скульптурой «Бегемот», выполненной в шамоте. Благодаря свежему решению и оригинальным технологическим приемам эта работа стала участницей республиканской художественной выставки.
1980-е годы - время накопления и оттачивания мастерства, приобретения житейского и профессионального опыта, утверждения нравственных и эстетических идеалов будущей творческой профессии. В эти годы скульптор работает в камне и дереве, подчиняя образы пластическим особенностям этих материалов. Произведения имеют зрительский успех, становятся участниками серьезных художественных форумов. В Узбекистане было выполнено первое монументальное произведение скульптора – памятник Бабуру, средневековому государственному деятелю и полководцу, установленный в Каттакургане.
В конце 1980-х Игорь работает в Домах творчества им. Д. Кордовского в Переславле Залесском, в Дзинтари. Занятия в группе под руководством серьезных российских мастеров, рядом с такими скульпторами, как В.Евдокимов, А.Балашов, В.Буйначев, И.Новиков, С.Горяинов принесли неоценимую пользу. С творческой дачи молодой скульптор увез увлечение бронзой. Отныне, мелкая пластика, выполненная в этом материале, заняла значимое место в его творчестве.
С 1992г. Игорь Черноглазов живет во Владимире. Первыми работами, которыми Игорь участвовал в областных художественных выставках, была скульптура малых форм, сразу же обратившая на себя внимание владимирского зрителя. Вобравшие острые художественные наблюдения, эти произведения удивляли яркостью идей, свободой и легкостью их воплощения, заставляли взглянуть на мир по-новому, освобождая от груза укоренившихся представлений, отсылая зрителя к широкой палитре ассоциаций, связанных с мифологией, религией, мировой культурой.
Пластическая идея каждого из произведений подчеркивалась удачно выбранным материалом, в котором происходило чудо вызревания и развития формы, часто абстрагированной, но убедительной в своей живой, пульсирующей плоти. Мелкая пластика и сегодня составляют важную страницу в творчестве мастера, в ней наиболее полно и ярко реализуется его творческая суть. «Моя душа, – говорит художник, – в камерной скульптуре. В ней можно выразить все, что меня волнует».
Продуманность и композиционная цельность большинства образов такова, что при небольшом изменении некоторые из них выходят в природную и парковую среду. Ярким примером является скульптура воина, образ, считающийся визитной карточкой художника. Среди вариаций этого произведения - небольшие бронзовые фигурки, станковые работы, крупные парковые скульптуры. К образу воина у автора вообще отношение особое:
«Воин для меня это, прежде всего, философская категория, вечный символ, проходящий через все цивилизации. С этим образом я связываю такие извечные понятия, как судьбы поколений, долг перед отечеством, наконец, постижение жизни и смерти.
Впервые я обратился к этой теме на симпозиуме в Катакургане. Это дало начало серии работ, к которой я обращаюсь по сей день. Мои воины – защитники, но не нападающие. Отдыхающий ночной воин - в раздумье, поверженный – отдает силы земле, орошая ее своей кровью. Тема воина, в той или иной степени, пережита и пропущена через себя, вероятно потому, что каждый мужчина соприкасается с этим в своей земной жизни».
Художник всегда стремился к тому, чтобы его пластика была связана с пространством. Опыт соединения скульптуры и городской среды был у художника еще в Узбекистане, где традиции симпозиумов появились с советское время. Скульптурные симпозиумы это своего рода фестиваль идей и возможностей скульптуры и скульпторов. Это современная форма рождения творчества, которая помогает соединить декоративную скульптуру с городской и парковой средой. По традиции, выполненные на симпозиуме произведения, остаются на улицах города, его организовавшего.
Первые скульптурные симпозиумы на владимирской земле прошли в 1994, 1995, 1996 годах. География участников симпозиумов была достаточно широкой. Это художники из Москвы, Петербурга, Эрлангена (Германия), Хельсинки (Финляндия), Ташкента (Узбекистан), Нижнего Новгорода, древнего Мурома и Владимира.
Инициатором проведения симпозиумов скульптуры во Владимире и Муроме был Игорь Черноглазов. В середине 1990-х, в одном из интервью он говорил: «В работе симпозиума важна атмосфера экспериментаторства, общения, вдохновенного созидания. Во Владимирской области имеются природные запасы прекрасного известняка, поэтому здесь могут и должны проходить симпозиумы, а выполненная на них пластика должна вливаться в городскую среду, размещаться на бульварах, в парках. Это интересное начинание, наверное, можно считать во Владимире возвратом к древним традициям резьбы по белому камню». Результатом симпозиумов стало появление во Владимире парковой скульптуры на Октябрьском проспекте, в Парке им. 850-летия. Среди работ других авторов там можно увидеть произведения Игоря Черноглазова «Парение», «Поверженный воин», «Виолончель».
Игорь Алексеевич плодотворно работает в монументальной скульптуре. На территории Владимирской области, установлены монументальные произведения скульптора, связанные со значительными вехами в истории страны и края, с личностями выдающихся земляков. Основу монументального стиля Черноглазова составляют ясность мысли, отсутствие вычурности, гармоничное существование трехмерного объекта в пространстве.
Одной из основополагающих, важных характеристик скульптора является эмоциональный и интеллектуальный аспект его творчества. Созданная в разные годы пластика Игоря Черноглазова подчиняется единой эстетической программе и, не смотря на фигуративную ясность, имеет глубокий внутренний подтекст, метафорическую и символическую составляющую. От реальных зрительных форм в большинстве своих работ скульптору удается перейти к обобщению, иносказанию, в результате которого произведение приобретает синтетический характер и глубокий философский смысл.
Игорь Черноглазов – темпераментный, полный молодой энергии человек. Отсюда – разнообразие тем, сюжетов и жанров, пластическая выразительность скульптуры, многообразное использование богатых возможностей материала. В то же время, одной из главных черт художника является основательность и внутренняя цельность, что даже в самые непростые времена позволяли ему сохранить верность своему делу, не отступать от поставленных целей.
Н. Севастьянова
Телефон: 8 (4922) 32-82-78 (мастерская), 8 910 187-36-56 (мобильный)
E-mail: chernoglazov29@yandex.ru