Черноглазов Игорь Алексеевич

Скульптор
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Черноглазов Игорь Алексеевич

О художнике

Родился 29 мая 1961 г. в г. Ташкент Узбекской ССР.

Окончил:

  • Республиканское художественное училище им. П.П. Бенькова (1980)
  • Ташкентский театрально-художественный институт им. Н.А. Островского (1986)

Член Союза художников России (1990)

Заслуженный художник РФ (2008)

  • Лауреат обл. премии в области культуры искусства и литературы (2001)
  • Лауреат премии ФСБ России (2008)
  • Золотая медаль «ДУХОВНОСТЬ. ТРАДИЦИИ. МАСТЕРСТВО» ВТОО «Союз художников России»  (2012)
  • Знак Почета "Признание и почет сочинцев" (2017)
  • Памятный знак «850 лет городу Гороховец» (2018)
  • Золотая медаль имени В. И. Сурикова ВТОО СХР (2021)
  • Лауреат премии в области изобразительного искусства имени народного художника Российской Федерации В.Я. Юкина (2022)

Игорь Алексеевич Черноглазов – ведущий скульптор Владимирской области. Его интерес к скульптуре сформировался во время учебы  в Республиканском художественном училище им. П.П. Бенькова в Ташкенте.  Следующий этап - учеба на отделении скульптуры Ташкентского театрально-художественного  института им. А.Н. Островского.Руководителем мастерской, где учился Черноглазов, был известный  скульптор Туляган Таджиходжаев, который возглавляет сегодня скульптурную секцию СХ  Узбекистана.

Наряду с учебой,  профессионализм начинающего  скульптора   формировался   на  художественных выставках.Первый  творческий успех, который окрылил художника,   связан с  анималистической  скульптурой «Бегемот», выполненной в шамоте.     Благодаря свежему решению и  оригинальным технологическим приемам эта работа стала  участницей   республиканской художественной выставки.

1980-е годы - время  накопления и оттачивания мастерства, приобретения житейского и профессионального опыта, утверждения нравственных и эстетических идеалов  будущей творческой профессии.  В эти годы скульптор работает в камне и дереве, подчиняя образы пластическим особенностям  этих материалов. Произведения имеют зрительский успех, становятся   участниками  серьезных художественных форумов.    В Узбекистане было выполнено  первое монументальное произведение скульптора – памятник   Бабуру, средневековому государственному деятелю и полководцу,  установленный в Каттакургане.

В конце 1980-х  Игорь работает в Домах творчества им. Д. Кордовского  в Переславле Залесском, в Дзинтари.  Занятия  в группе под руководством серьезных российских мастеров, рядом с такими скульпторами, как В.Евдокимов, А.Балашов, В.Буйначев, И.Новиков, С.Горяинов  принесли неоценимую пользу.  С творческой дачи молодой скульптор  увез увлечение бронзой.  Отныне, мелкая пластика, выполненная в этом материале, заняла значимое место в  его творчестве.

С 1992г. Игорь Черноглазов  живет во Владимире.    Первыми работами, которыми  Игорь участвовал в областных художественных выставках, была скульптура малых форм, сразу же обратившая на себя внимание владимирского  зрителя. Вобравшие острые художественные наблюдения, эти произведения удивляли  яркостью идей, свободой и легкостью их воплощения,       заставляли взглянуть на мир по-новому, освобождая от груза укоренившихся представлений, отсылая зрителя к  широкой палитре ассоциаций, связанных с  мифологией, религией, мировой культурой.

Пластическая идея каждого из произведений подчеркивалась удачно выбранным материалом, в котором происходило чудо вызревания и развития формы, часто  абстрагированной, но убедительной в своей живой, пульсирующей плоти.     Мелкая пластика и сегодня составляют  важную страницу в творчестве мастера, в ней наиболее полно и ярко реализуется его  творческая суть.  «Моя душа, – говорит художник, – в камерной скульптуре. В ней можно выразить все, что меня волнует».

Продуманность и композиционная цельность большинства образов такова, что при  небольшом изменении некоторые из них  выходят в  природную и парковую  среду.  Ярким примером является скульптура воина, образ, считающийся  визитной карточкой художника.  Среди вариаций этого произведения -  небольшие бронзовые фигурки, станковые работы, крупные парковые скульптуры. К образу воина у автора вообще отношение особое:

«Воин для меня это,  прежде всего,  философская категория, вечный символ, проходящий  через все цивилизации. С этим образом  я связываю такие извечные    понятия, как  судьбы поколений,  долг перед отечеством, наконец, постижение  жизни и  смерти.

Впервые я обратился к этой теме на симпозиуме в Катакургане. Это дало начало серии работ,  к которой я обращаюсь по сей день.  Мои воины – защитники, но не нападающие. Отдыхающий  ночной воин - в раздумье, поверженный – отдает  силы земле, орошая ее  своей кровью. Тема воина, в той или иной степени, пережита и пропущена через себя, вероятно потому,  что каждый мужчина соприкасается  с этим в своей земной жизни».

Художник  всегда стремился к тому, чтобы его  пластика была связана с пространством.       Опыт соединения скульптуры и  городской среды был у художника  еще в Узбекистане, где традиции симпозиумов  появились с советское время.    Скульптурные симпозиумы это своего рода  фестиваль  идей и возможностей скульптуры и скульпторов. Это  современная  форма рождения творчества, которая помогает соединить декоративную скульптуру с городской и парковой средой.      По традиции,  выполненные на симпозиуме произведения,  остаются на улицах города, его организовавшего.

Первые скульптурные симпозиумы на владимирской земле  прошли в 1994, 1995, 1996 годах.  География участников симпозиумов  была достаточно широкой. Это художники из Москвы, Петербурга, Эрлангена (Германия), Хельсинки (Финляндия), Ташкента (Узбекистан), Нижнего  Новгорода, древнего Мурома и Владимира.

Инициатором проведения симпозиумов скульптуры во Владимире и Муроме был Игорь Черноглазов. В середине 1990-х,  в одном из интервью он  говорил: «В  работе симпозиума важна атмосфера экспериментаторства, общения, вдохновенного созидания.  Во Владимирской  области имеются природные запасы прекрасного известняка, поэтому здесь могут и должны проходить симпозиумы, а выполненная на них пластика должна вливаться  в городскую среду, размещаться  на бульварах, в парках.    Это интересное начинание, наверное, можно считать во Владимире возвратом к древним традициям резьбы по белому камню».     Результатом симпозиумов стало появление во Владимире  парковой скульптуры на  Октябрьском проспекте,   в Парке им. 850-летия. Среди работ других авторов там можно увидеть  произведения  Игоря Черноглазова  «Парение»,    «Поверженный воин»,    «Виолончель».

Игорь Алексеевич плодотворно работает в монументальной скульптуре. На территории Владимирской области,  установлены монументальные произведения скульптора, связанные со значительными вехами в истории страны и края, с личностями выдающихся земляков.  Основу монументального стиля  Черноглазова составляют ясность мысли, отсутствие вычурности, гармоничное существование трехмерного объекта в пространстве.

Одной из основополагающих, важных характеристик  скульптора является эмоциональный и интеллектуальный аспект его творчества.  Созданная в разные годы  пластика Игоря Черноглазова подчиняется единой эстетической программе и,  не смотря на фигуративную ясность,   имеет глубокий внутренний подтекст, метафорическую и символическую составляющую.     От реальных зрительных форм в большинстве своих работ скульптору удается перейти к  обобщению, иносказанию, в результате которого произведение приобретает синтетический характер и  глубокий  философский  смысл.

Игорь Черноглазов – темпераментный, полный молодой энергии человек. Отсюда – разнообразие тем, сюжетов и жанров,  пластическая выразительность скульптуры, многообразное использование богатых возможностей материала.  В то же время,  одной из главных черт художника является  основательность и внутренняя цельность,  что даже в самые непростые времена позволяли ему сохранить верность своему делу, не отступать от поставленных целей.

Н. Севастьянова

Телефон: 8 (4922) 32-82-78 (мастерская), 8 910 187-36-56 (мобильный)

E-mail: chernoglazov29@yandex.ru