Буланов Юрий Евгеньевич
О художнике
Родился в г. Коврове в 1965 году
Член Союза художников России (2017)
ПРИТЯГАТЕЛЬНАЯ СИЛА ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРООЩУЩЕНИЯ ЮРИЯ БУЛАНОВА
Юрий Буланов – один из тех молодых художников, чье творчество утверждает право на преемственность традиций и продолжение в развитии Владимирской школы пейзажной живописи. Уникальность его почерка заключается в чувственно-эмоциональной изящности и яркости полных декоративной стилизации композиций. Впервые внимание любителей живописи привлекли его работы, представленные художником на областной художественной выставке в 2010 году, и с того времени продолжают притягивать интерес, разжигать любопытство к творчеству художника как профессионала и как личности. Дело не только в том, что молодой (скорее по своему стажу в искусстве, нежели по возрасту – Юрий Евгеньевич родился в Коврове в 1965 году) живописец обратился к декоративно-примитивистским традициям мастеров Владимирской школы, сколько в удивительной способности художника путем творческой стилизации передать свое отношение к родной природе владимирской земли, сохранить какую-то особую звонкость в пейзаже, присущую ведущим мастерам школы.
Юрий Буланов не имеет художественного образования и, казалось бы, должен быть причислен к категории наивных живописцев, чье художественное мышление, по словам В.Н.Прокофьева «предполагает незатронутость воздействием ученого артистизма, художественное сознание, так сказать, «незасоренное» посторонними ему образами».
Как тут не вспомнить слова известного петербургского специалиста И.Я.Богуславской: «Наивное искусство» прежде всего, свойственно всякому любительству, самодеятельному, личному, непрофессиональному творчеству, не прошедшему определенной выучки, школы мастерства и создающему свои работы лишь силой природной одаренности. Такое любительское творчество существовало во все времена и сопровождало и профессиональное «высокое», и народное искусство, ориентируясь на традиции того или другого».
Как известно, художественное мышление любого живописца представляет собой совокупность природного дарования, собственного мироощущения и «учености», т.е. приобретенной системы знаний и навыков.
Знания и навыки приобретаются с опытом опосредованного общения. Современная система художественного образования нацелена на то, чтобы дать учащимся художественные метазнания и обобщенные представления об особенностях изобразительного искусства, средствах изобразительной выразительности, способах художественного отображения действительности; сформировать умения самостоятельно планировать, анализировать, оценивать художественно-проблемную ситуацию и сознательно использовать разнообразные изобразительно-технические средства, техники и изобразительный материал адекватный задуманному художественному образу.
Но вместе с тем, эта система (в советские времена это было особенно заметно) производит «одинаковых» художников и тут главным критерием, отличающим истинного творца, является именно природное дарование и художественное мировоззрение.
Чистый, не засоренный «ученостью», тип дохудожественного мышления («как вижу - так рисую»), присущий наивам, можно встретить в современном информационном обществе, пожалуй, лишь в детском творчестве.
Юрий Буланов относится к тому типу художников, которые, по меткому наблюдению К.Богемской, «в молодости овладели техническими профессиями, но затем обратились к живописи, пытаясь заполнить ощущаемый духовный вакуум», и пришли в искусство по истинному призванию, по велению души, по своему мироощущению, которое живописец хочет передать зрителю. Эта тенденция свойственна творческим личностям.
Конечно, художественные критики могли бы усмотреть, что в работах Ю.Буланова в какой-то степени сказывается отсутствие наработанных в учебных заведениях профессиональных навыков, что проявляется в первую очередь в рисунке, в недостаточной твердости линий и порой робком мазке. Но разве это так важно? Разве в живописи, например, Н.Гончаровой, М.Ларионова, П.Кончаловского, имевших блестящее художественное образование, рисунок академичен? Недостатки произведений Буланова, при подходе к ним с позиций «ученого искусства», скорее становятся достоинствами при рассмотрении их с позиций примитива. «Эффект искусства заключается в преодолении банальности. Искусство всегда неожиданно». Художественное произведение воспринимается главным образом благодаря эстетическому свойству, вследствие чего полотна Юрия Буланова обладают притягательностью и художественной силой. Несмотря на то, что большинство своих пейзажей-обобщений Буланов создает в условиях мастерской, лишь изредка прибегая к натурной этюдной живописи на пленэре, что, по мнению А.Н.Рылевой, является признаком наива, произведения Юрия Буланова наивными назвать нельзя.
С одной стороны, может показаться, что художник не создает ничего нового – те же, характерные для владимирцев начала шестидесятых годов, непритязательные пейзажи, провинциальные города и деревеньки, покосившиеся сарайчики, та же свойственная владимирским пейзажам декоративность. Известный владимирский художник, «неопримитивист – восьмидесятник» В.П.Севостьянов поясняет: «В работах Юрия Буланова есть прямая связь с народными картинками, образной трактовкой и желанием понять и разобраться в истоках владимирской пейзажной школы». И далее он продолжает: «Упрощенное наивное восприятие формы, характерное для народного творческого мышления, прослеживается в работах Юрия Буланова».
С другой стороны, обращение к декоративным традициям позволяет художнику не выглядеть маргиналом на фоне современного искусства Владимира и вписаться в существующее художественное сообщество. При этом, наивное непосредственное восприятие натуры переходит через творческое преломление в его сознании в обобщенный картинный образ русского пейзажа, по-новому прочувствованного, по-новому пластически выраженного.
Кроме работы над пейзажем, Юрий Буланов весьма успешно пробует свои силы в жанре натюрморта и портрета.
Именно природное дарование остается определяющим в творческих поисках этого живописца, как и его известного земляка – народного художника России В.Г. Кокурина, о котором Юрий Буланов всегда говорит с особой теплотой и уважением: «Общение с ним стоило мне, наверное, своего рода высокого художественного образования в понимании искусства. Умение замечать суть вещей я во многом перенял у него».
Не пройдя академической выучки художник, подобно В.Г. Кокурину, не испытал на себе «насильственную» трансформацию своего художественного мышления. Юрию Буланову свойственен чувственно-эмоциональный тип опыта, приобретаемый, главным образом, через наблюдение за явлениями, событиями окружающей действительности, общение с профессиональными художниками.
Будучи ранее коллекционером живописи, хорошо знакомым с особенностями Владимирской живописной школы, свою первую картину Юрий Буланов написал в 2009 году, испытав, по словам самого художника, «непреодолимое желание взять кисти и выразить свои чувства», пересказать на холсте свое отношение к окружающему миру. Не являясь профессиональным художником, Юрий Буланов быстро прогрессирует в своем творчестве и становится непременным участников всех областных выставок во Владимире. В 2011 году во Владимирском областном Центре изобразительных искусств состоялась первая персональная выставка произведений этого замечательного живописца.
Не вызывает сомнений, что Юрий Буланов является продолжателем традиций пейзажа знаменитой Владимирской школы живописи, которая находится в области примитива - «третьей культуры», функционирующей одновременно и во взаимодействии с двумя другими – с непрофессиональным фольклором и учено-артистическим профессионализмом.
Продолжая ее декоративно-упрощенческие традиции, Буланов не подражает мастерам школы, не копирует их творческую манеру. Он творчески интерпретирует находки В.Я.Юкина, например, в работах «Теплый день» (2010), «Бабушкина банька» и «Осеннее движение» (2011) и В.Г.Кокурина в работе «Мартовский перезвон», 2011(Рис.1). Он близок им по духу, но его цветовая палитра более сдержанна. В то же время, в творчестве Юрия Буланова можно найти отголоски неопримитивистских течений, зародившихся в изобразительном искусстве Владимира в 70-х годах и получивших развитие в восьмидесятые, например, «Монастырская площадь», 2010, «На прогулке» (2011), «Зима.Дом», 2011, а также едва уловимое влияние постимпрессионистов (Сезанн, Ван-Гог): «Майский полдень» (2009), «Старый дом», 2012 (Рис.3), «Ее портрет» (2012).
Специалисты и любители искусства не могут не обратить внимания на произведения «Осенний берег», 2012 и «Осенние краски», 2013, где художественное мироощущение Юрия Буланова проявляется особенно ярко, не могут не заметить одаренности, и в то же время, неудовлетворенности художника, находящегося в постоянных творческих поисках.
В.П.Севостьянов, его друг и наставник, как-то записал в своем дневнике: «У художника есть две дороги: одна к музею, другая – к рынку». Юрий Буланов, занимающийся живописью в качестве своего хобби в свободное время, не стремится к показной подражательности известным художникам, к слащавой кичевой красивости, не эксплуатирует эффектные примитивистские приемы. Художник пишет, как чувствует, постоянно развиваясь, и этим он привлекает современного зрителя.
Александров А.В.