Бритов Ким Николаевич

8.01.1925 - 05.01.2010
Живописец
Владимирское областное отделение ВТОО «Союз художников России»
Бритов Ким Николаевич

О художнике

Родился  в г. Собинка  Владимирской области.

Окончил:

  • Мстёрскую художественную профтехшколу (1947)

Член Союза художников России (1954)

Народный художник РФ (1995)

  • Лауреат областной премии в области культуры, искусства и литературы (1995)
  • Золотая медаль Российской академии художеств (1997)
  • Золотая пушкинская медаль, посвященная 200-летию со дня рождения А.С. Пушкина (2000)
  • Лауреат премии им. И. И. Левитана (2002)
  • Почётный гражданин г. Владимира (2003)
  • Лауреат премии Российского профсоюза работников культуры
  • Энциклопедия «Лучшие люди России» (2005)

Участник Великой Отечественной войны

НЕСКОЛЬКО СЛОВ О СЕБЕ

Я коренной житель владимирской земли. Родился в 1925 году в Собинке. Детство же прошло в Коврове. Мне кажется, что пейзаж как основное направление в моем творчестве появился не случайно. В детстве, проводя целые дни в пойме, где кристально чистая и глубоководная в то время река Уводь вливала свои воды в Клязьму, ночные рыбалки, дубовая роща, что росла на берегу реки, в которой чуть ли не ежегодно останавливался большой табор цыган, и, наконец, большой остров напротив текстильной фабрики, полный щебетанья птиц,—там я испытывал удивительное чувство общения с природой. В те годы в Коврове собирались торжища на четырех-пяти площадях, необстроенных, больше похожих на пустыри. Я жадно наблюдал базарную толкотню, эту невероятную пестроту, которая непрерывно менялась, смешивалась, двигалась.

В школе, где я учился, преподавателем рисования был Сергей Михайлович Чесноков, окончивший с золотой медалью Казанское художественное училище и посвятивший себя учительству.

Кто знал Сергея Михайловича, тот помнит, как красиво умел говорить этот тихий скромный человек о живописи, об искусстве. Уроки рисования стали для меня любимыми. Я не пропускал ни одного занятия в школьной изостудии, которую вел Чесноков. В конце тридцатых годов наша семья переехала во Владимир. Цвет владимирской вишни, владимирский пейзаж со своими архитектурными памятниками, имеющими всемирное признание, знаменитые фрески Рублева, промыслы Мстеры, Палеха, народные обычаи, ярмарки наложили определенный отпечаток, оставили след в сознании и легли в основу моего творчества. Великая Отечественная война на несколько лет оторвала меня от любимого занятия. С 1943 года, будучи сержантом, вместе со своей частью я прошел пешком почти половину Европы. Жестокие сражения в лесах Белоруссии, Прибалтики, Польши, Восточной Пруссии и, наконец, в самой Германии. За время войны пришлось неоднократно менять военную специальность: пулеметчика на разведчика, автоматчика на радиста. Был ранен. После демобилизации поступил во Мстерскую художественную школу. По окончании ее очень много работал. Мои произведения стали появляться на художественных выставках. В 1949 году был принят кандидатом, потом  стал членом  Союза художников.

Есть художники, которые работают сразу во многих жанрах, не задумываясь над тем, что же для них является главным.

Я  - пейзажист, пейзажист по призванию, все мои лучшие работы - это картины о природе. В 1948 году произошла наша встреча с Владимиром Юкиным, тогда еще тоже молодым художником. Она сыграла немалую роль в судьбе нас обоих. Разные по характеру и по темпераменту мы оказались очень близкими по взглядам на искусство, современную живопись, на ее роль в жизни людей, на место художника в обществе.

Мстерские окрестности с утопающими в зелени деревеньками с поэтическими названиями Черноморье, Исаковка, Осинки, с рекой Тарой, несущей ключевые воды, все время вызывали у нас душевные и радостные волнения. Мы с глубоким интересом наблюдали различные состояния природы. С утра и до позднего вечера бродили с этюдниками, иногда прошагав километров до двадцати и написав всего-навсего  по одному этюду размером в ладонь. Засиживались у ручьев так, что не замечали, как весенний поток подбирался  вплотную и уносил наши художнические принадлежности. В это же время у нас начались всевозможные поиски и эксперименты, которые продолжаются и до настоящего времени. В связи с этим мне хотелось бы отметить, что наше направление в пейзаже своими корнями уходит в живопись реалистической школы. Но мы вносим в него условность русского лубка, отчасти миниатюры, декоративность национального орнамента, свое видение окружающего мира. Древний Владимир — одна из моих любимых тем, переросла в большую серию о древних русских городах с их архитектурными памятниками. Суздаль, Ростов-Великий, Гороховец, Загорск, Переславль-Залесский, Борисоглебск — вот города, о которых я уже написал картины. Говоря об этой серии, мне кажется, я не ошибусь, если отмечу, что художнику очень трудно  оторваться от красоты, которую оставили наши предки. Я, отображая старину, стараюсь использовать в своих работах  уже найденную давным-давно эту красоту. Конечно, в своих произведениях я стараюсь не просто запечатлеть увиденное, а пропустить его через призму видения современного человека.

То есть глядеть на историю глазами современника. Как художнику мне довелось побывать на этюдах в Карелии, Мордовии, на Белом море, на Урале я в других местах. Надо сказать, что судьба часто сводит меня с очень интересными художниками, которые своим отношением к искусству показывают  пример. Общение с ними во многом помогает мне развивать и совершенствовать свое мастерство. Мне близко по своему духу творчество наших русских художников А. Саврасова, И. Левитана, Б. Кустодиева, В. Беляницко-Бируля и др. Я постоянно участвую в областных, республиканских и  Всесоюзных выставках, мои картины экспонировались на многих зарубежных выставках. На настоящей выставке представлены работы последних лет. Несмотря на то, что на ней не выставлены произведенияиз многих музеев нашей страны, — выставка ретроспективная, т. к. основные картины, находящиеся в фондах картинной галереи Владимиро-Суздальского музея-заповедника, раскрывают все этапы моего творческого пути. На выставке представлено много этюдов, которым я придаю особое значение.  В своих работах мне хотелось передать зрителю оптимистическое,  радостное чувство, и если мне это удалось, то я в какой-то мере  выполнил поставленную перед собой задачу.

Ким Бритов